Н. И. Фешин (1881 — 1955)


Н. И. Фешин, окончив в 1901 году Казанскую художественную школу, как лучший ученик ее был принят в Высшее художественное училище при Академии художеств, где работал в мастерской И. Е. Репина. Связь и духовное родство с этой мастерской надолго останутся в творчестве мастера. Не случайно в начале своего творческого пути он заявляет о себе как жанровый живописец. В его полотнах «Черемисская свадьба» (1908), «Капустница» (1909), «Обливание» (1911) привлекают живой, несколько гротескный рассказ, острая натурная наблюдательность, свободная и сочная декоративность мазка и цветового строя. Подобные полотна мастера обнаруживают определенное родство с произведениями Малявина и Архипова. Иногда, правда, стихийная наблюдательность мастера и декоративность его живописных приемов вступают в конфликт меж собой. Подобный эффект есть в его картине «Бойня» (1910-е гг.) Море крови на полотне изображено широкой кистью. Перед зрителем подробно развернуты этапы жестокого убийства животных. Значительные (можно сказать, «патетические») размеры полотна (2 м Х З м) и формальное мастерство изображения усугубляют впечатление «буквальности» пересказа этого кровавого сюжета.
Однако в творчестве Фешина жанровая картина занимала незначительное место. Этот мастер — по преимуществу портретист, именно в этой области реализуется его дарование. К 10-м годам оформляется фешинская портретная манера: динамизм композиции, свободный и широкий мазок в живописи фигуры, фона, пейзажа и в то же время — мягкое и слитное, валерное письмо лица.
В полотнах художника мы встречаемся с рафинированной и блестящей техникой, изяществом живописного ремесла. Было бы преувеличением утверждать, что творчество Фешина пребывает в авангарде русского искусства начала XX века. Он, скорее, продолжает и «разрабатывает» в несколько более декоративной живописной манере явления, ставшие в 10-е годы уже почти традиционными. Своего рода парафразой «Девочки с персиками» Серова является фешинский портрет Вари Адоратской (1914). Однако последний отличается большей экстравагантностью композиционного приема: художник изображает девочку сидящей на столе, чем чисто пространственно перемещает ее в область изысканного натюрморта, написанного на первом плане (апельсины, орехи, лимон, кукла, серебряный чайник). Композиция портрета ясная и выверенная, колористическая гамма нежная, фигурка девочки в белом платье четко смотрится на фоне гладкой стены. Художник одинаково внимателен ко всем предметам, присутствующим на этом полотне.
Другие его портреты: К. Маркса (1918), А. В. Луначарского (1920), В. И. Ленина (1921) — своим стремлением к остроте силуэта, характеристичности жеста, к сдержанному цветовому построению говорят о том, насколько привлекательными для художника были поздние портреты Серова.
В 1923 году Фешин навсегда уезжает в Америку (живет несколько лет в Нью-Йорке, а затем переселяется в Таос), где и продолжает работать как живописец. До этого он почти четырнадцать лет преподавал в Казанской художественной школе. Под обаянием его живописной манеры пребывали многие учащиеся этой школы, и традиции фешинского живописного искусства до сих пор живы в работах казанских художников. Скульптор С. Коненков, встретившийся с художником в Америке, отзывается о нем следующим образом: «Щедрый дар живописца и этнографа породил искусство смелое, поражающее зрителя глубокой и выразительной искренностью. ...Фешин по своей натуре был стихийным живописцем и столь же стихийным проповедником, учителем цветового мировосприятия».

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"