Г. Терборх (1617—1681)


Ни в одной западноевропейской стране бытовой жанр не имел столь большого распространения, как в Голландии. В XVII веке в Голландии писалось множество бытовых, галантных, веселых, дидактических сцен, героями которых могли быть и знатные аристократы, и простые крестьяне, и бедные горожане, и богатые бюргеры. Искусство, которое стало одним из важнейших предметов торговли, должно было отвечать самым широким вкусам. У мастеров бытового жанра можно было заказать или купить картину на любой вкус. Поэтому каждый из художников выбирал себе определенную, достаточно узкую область жанра. Терборха же можно назвать специалистом по светским галантным сценам, хотя он часто обращался и к портрету, и к другим жанровым сюжетам.
Глядя на великолепные по своему мастерству, но сдержанные и скромные картины Терборха, можно подумать, что они создавались в тиши уединенной мастерской. Однако это было не так. Несмотря на всю внешнюю скромность, Терборх был необыкновенной личностью, блещущей талантом и артистизмом. Уже в возрасте шестнадцати лет он был харлемской знаменитостью. Терборх объездил всю Европу, получил великолепное художественное образование, так как был знаком со многими произведениями лучших мастеров 17 столетия.
Учиться рисованию и живописи Терборх начал с самого детства. Его отец увлекался искусством и привил этот интерес своему сыну. Сохранился альбом семьи Терборхов, в котором можно видеть карандашные зарисовки восьмилетнего мастера. Из этого альбома также становится ясным, что одним из первых учителей Терборха был пейзажист Аверкамп. Но молодого живописца не удовлетворяли традиции провинциального искусства. Поэтому он в 1632 году отправляется в Амстердам. С этого момента начинаются годы скитаний, переездов, путешествий.
В 1633 году мы застаем Терборха в Харламе, где он учится у пейзажиста П. Молейна. Но его больше влечет Франс Хальс, сильное влияние которого Терборх испытывает в это время. В 1635 году, став мастером, он едет в Лондон, где знакомится с портретным творчеством Ван Дейка. Из Англии художник едет в Италию, Германию, Францию и Испанию. Известно, что в Испании он был с особой милостью принят при дворе, написал портрет короля Филиппа IV, был за удачную работу посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь. В Мадриде Терборх познакомился с портретами Веласкеса, чье несомненное влияние можно видеть в произведениях голландского мастера. После нескольких лет жизни в Амстердаме Терборх вновь уезжает за границу, теперь в Вестфалию, в Мюнстер. Там он пишет групповой портрет, изображающий заключение так называемого «Мюнстерского мира», мирного соглашения между Испанией и Голландией.
В 1650 году Терборх возвращается в Голландию и как знатный гражданин живет в городе Девентере вплоть до своей смерти.
Среди всех голландских живописцев нет ни одного художника, который прошел бы столь разностороннюю общеевропейскую художественную школу. И, несмотря на то что в Голландии Терборх учился у пейзажистов, его склонность к бытовому жанру и портрету, не без влияния европейских мастеров, победила.
Герард Терборх обычно не датировал свои картины. Поэтому установить точную эволюцию его творчества представляется просто невозможным. Можно лишь приблизительно относить картины художника к более раннему (1640—1650-е годы) или к более позднему (1660—1670-е годы) периодам.
«Семья точильщика» принадлежит к первому периоду творческой деятельности Терборха. В этом несколько необычном для голландского жанра произведении со всей откровенностью показан быт бедной городской семьи. В композиции можно ощутить некоторую легкость и свободу в духе Веласкеса, но в настроении преобладает чисто голландская поэтизация обыденного.
Демократические симпатии Терборха в последующий период сменяются иной социальной направленностью. Художник обращается к жизни высших слоев общества. Теперь его жанровые картины имеют светский характер, хотя внешняя скромность, интимность и недосказанность остаются главными приемами художника.
Терборх выбирает так называемую «галантную» тематику: он изображает сцены ухаживания кавалера за дамой, уроки музыки, светские разговоры, интимные беседы. Действие его картин чаще всего происходит в уютных интерьерах голландских домов. Их скромная, погруженная в полумрак изысканная атмосфера создает ощущение нежной поэзии и лиризма.
Мастер любит писать атласные платья, материал которых дает богатые возможности для такого изысканного колориста, каким был Терборх («Бокал лимонада», Гос. Эрмитаж). Бликующие, многократно отражающие в своих складках свет, эти платья воспринимаются как символ искусства Терборха. Поэзия домашнего уюта, поэзия простых вещей находит в его небольших по размерам картинах свое конкретное воплощение. Поэтому Терборх часто не до конца выявляет сюжет своих произведений. Ему бывает достаточно выразить какие-то определенные чувства, создать определенную поэтическую атмосферу — и его герои уже сами продолжают жить своей немного таинственной жизнью, открывая перед нами давно ушедшие чувства и мысли человека XVII века.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"