П. Римша (1881 — 1961)


На автопортретной медали Пятраса Римши выбита надпись: «Вышедший из народа — служил народу».
Пятрас Римша родился в небольшой литовской деревне Науджяй, где процветали народные ремесла: ткачество, вышивка, вязание, резьба по дереву. Досуг отца и матери Пятраса — крестьян — был заполнен ремеслом и рукоделием. Первой художественной школой Пятраса была резьба по дереву. Он сам скоро выучился резьбе, и некоторые его изделия обратили на себя внимание на Международной выставке 1900 года в Париже. В течение долгого времени Римша был народным резчиком по дереву — самоучкой, мастером-непрофессионалом. Потом последовали годы учебы в Варшаве, Париже и Петербурге. Молодость Римши совпала с возрождением в Литве национальной культуры. Художника интересовала проблема развития национального искусства, действенности литовской интеллигенции. «Давайте действовать, кто на почве культуры, кто на почве освобождения, только давайте действовать»,— призывал он. И Римша участвует в организации литовских художественных выставок 1906—1914 годов, в создании Литовского художественного общества, вместе с другими художниками ездит по Литве, собирая предметы народного искусства.
В раннем творчестве скульптора трагические и символические мотивы («Финал», «Голгофа») соседствуют с жанровыми («Литовская школа», «Пахарь»). Скульптура «Пахарь» воспринималась литовцами как памятник горестной крестьянской судьбе. В искусстве Римши появляется и уже никогда не пропадает портрет: обобщенный характер простых литовцев («Старушка», «Бабушка», «Моя шапка», «Матушка»), интеллигенции (А. Валанчюса, С. Даукантаса). Портреты создавались в круглой скульптуре, барельефе, на медалях. В это время фактура работ из самого разного материала напоминает дерево — тот единственный материал, который знал деревенский резчик Сувалькии (южная часть Литвы, где родился П. Римша). В его творчестве долгое время существовала и другая особенность, истоки которой крылись в национальном декоративном искусстве. Некоторые работы своей намеренной плоскостностью и насыщенной декоративностью обнаруживают прекрасное знание народных орнаментов. Скульптуры «Горе», «Сатир», «Мир», «День» и «Ночь», «Принц» едины стилистически. Острота форм, четкость силуэта, выразительный колючий рисунок выдают внутреннюю напряженность. А поверхность скульптур, покрытая искуснейшим орнаментом, еще острее выявляет драматизм содержания. Линейные свойства этих скульптур характеризовали и графические возможности Пятраса Римши, не только скульптура, но и графика — создателя книжных иллюстраций, инициалов, виньеток.
Стремление к плоскостности и графичности органично привело художника к технике рельефа. Этюдность ранних рельефных портретов сменилась стремлением передать индивидуальность модели. Таковы портреты английских писателей О’Гара и П. Паркера. Из множества видов скульптуры, в которых работал Римша, он окончательно выбирает медаль. Любовь к орнаменту, декоративный вкус, возможности графика воплотились в медальерном искусстве. Пятрас Римша — единственный из литовских художников XX века, работавших в этой области. Он стал продолжателем дела замечательных мастеров-медальеров, трудившихся в Литве в XVI —XVIII веках. В своей работе он мастерски пользовался различными техниками: обливкой, печатанием, гальванопластикой. Медаль в честь классика литовской литературы поэта Кристионаса Донелайтиса — одна из лучших. Ясная композиция, выразительность граненого рельефа, «говорящие» детали фона, безукоризненность шрифта свидетельствуют о высоком мастерстве скульптора.
Римша создал десятки медалей к памятным историко-культурным событиям Литвы. Он мечтал о том времени, когда все замечательные события в жизни его народа и всех народов будут отмечаться созданием таких произведений искусства, которые можно тиражировать, распространять, коллекционировать. Таким искусством являлось для него искусство медалей.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"