Л. В. Сойфертис (Род. 1911 г.)


Леонид Владимирович Сойфертис — один из видных мастеров советской графики. Впервые его работы появились в печати в конце 1920-х годов в газете «Комсомолец Украины». В 1938 году, переехав из Харькова в Москву, он стал сотрудничать в «Комсомольской правде». Этот период — важный этап творческого становления художника, проходивший под влиянием Д. Моора, крупнейшего мастера советской сатиры, который был «наставником» молодых графиков, группировавшихся вокруг редакции. Со временем произведения Сойфер-тиса заняли прочное место на страницах «Крокодила». Это не были карикатуры в общепринятом смысле слова, построенные на деформации, преувеличении. Рисунки сохраняли видимость заурядной бытовой сцены, а вся сила сатирического разоблачения вкладывалась художником в типическую характеристику персонажей. Исполнял ли Сойфертис заказ редакции или работал над станковым произведением, в котором объектом сатирического анализа становились мещане, обыватели — этот принцип не менялся. Но оттенки отношения художника к тому, что попало в поле его зрения, были разнообразны. Это могла быть злая сатира, колючий и едкий юмор или легкая усмешка, как в довоенной серии литографий Сойфертиса «Старая Москва». Здесь предстают давно отжившие свой век, но безобидные персонажи, как-то приспособившиеся к новой жизни: один из последних торговцев-«частников», мнящий себя по-прежнему коммерсантом («Средство от мозолей»), или «холодный сапожник» («Набойки»). Отношение художника к ним иронично. Эстетическая критика явлений мира, которая лежит в основе его рисунков, знает много градаций смешного.
Когда началась Великая Отечественная война, Сойфертис был направлен в распоряжение Политуправления Черноморского флота и стал фронтовым художником-корреспондентом. Он разделил жесточайшие трудности с участниками обороны Одессы и Севастополя, с героическими защитниками Малой земли. Свою военную эпопею художник закончил вместе с Советской Армией в Берлине. Среди фронтовых работ Сойфертиса есть много графических листов, носящих станковый характер, они делались не по заданию редакции. Напрасно было бы искать в этих рисунках сцены сражений. О войне художник создал бытовой рассказ, в котором отдал должное мужеству жителей осажденной Одессы, доблести защитников Севастополя, трудным будням армии.
Работы Сойфертиса имеют простые, непритязательные названия: «Концерт», «Воздушный бой», «Май, 1942 год». Но их связь с конкретно изображенной сценой многопланова и всегда обусловлена художественным замыслом. Мы не встретим ни в одном рисунке прямого, «лобового» изображения того, что заключено в названии. Так, в листе «Воздушный бой» нет поединка самолетов. Запечатлены художником лишь женщины Севастополя, наблюдающие за развертывающимся в небе боем. Сюжет раскрывается через их реакцию на увиденное. Разнообразие характеров представлено лаконичным языком точно отобранных деталей, поз и жестов. Раскрытие в самом рисунке содержания, заключенного в его названии, всегда таит в себе неожиданность, и это служит заострению образа.
Тонкая приправа юмора — одна из основных черт своеобразия графических новелл Сойфертиса. Ей часто сопутствует лирическая интонация. Рисунки художника исполнены мягкости, теплоты, когда его героями становятся дети («Матросы идут», «Прогулка», «Детские велосипеды», «На пляже»).
С годами станковые композиции заняли основное место в творчестве Сойфертиса, он стал одним из признанных мастеров рисунка. Его произведения — маленькие новеллы о повседневной жизни, которые сохраняют живость и непосредственность лежащего в их основе наблюдения. Но это не просто перенесенная в композицию зарисовка с натуры. Создание станкового рисунка — плод длительной работы, поисков, размышлений. Кладовая памяти, блокноты с зарисовками, сделанными впрок, служат при этом большим подспорьем.
Уменье разглядеть в сцене повседневной жизни что-то существенное для рассказа о человеческих характерах стало как бы чертой таланта Сойфертиса. Известно, что характер человека накладывает отпечаток на его поведение: на походку, жесты, привычные позы. Работая над характерной ролью, актер придает большое значение обогащению ее внешнего рисунка. Сойфертис тоже очень внимателен к «симптомам» характера, выраженным во внешнем поведении человека. У него есть рисунки, где сравниваются манеры поведения людей, находящихся в одинаковых условиях.
Сойфертис показывает, как работают часовщики, как люди слушают музыку, читают письма до востребования, едят сливы, удят рыбу — и перед зрителями возникает галерея характеров. В других композициях особенности характера раскрываются во взаимодействии персонажей. Характер здесь Оплавлен и с биографией героев, и с их психологией. Таковы листы новой серии художника, посвященной разным видам спорта. («Возобновление тренировок», «Городки», «Бокс. Легкий вес и др.). Они получили в 1979 году премию на Международной выставке рисунка на темы спортивной юмористики в Анконе (Италия). Работы заслуженного деятеля искусств РСФСР Л. В. Сойфертиса всегда обладают большой образной выразительностью и пластической цельностью.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.