С. Д. Меркуров (1881 — 1952)


Скверик у Никитских ворот в Москве сейчас невозможно представить без памятника К. А. Тимирязеву. Расположение статуи на торце бульвара, традиционное для XIX века, здесь кажется единственно возможным — многие улицы, аллеи бульвара сходятся к памятнику — смысловому центру городского пространства. Чеканный абрис фигуры ученого, его полная достоинства осанка меняют характер места, делая его более торжественным. Открытый партер вокруг скульптуры зрительно расширяет небольшую площадь Никитских ворот, увеличивает монументальность скульптуры из черного гранита, исполненной Меркуровым.
Сергей Дмитриевич всегда любил камень, способный сохранять веками величавые образы. А возникла эта любовь в скалистом армянском городе Александрополе (ныне Ленинакан), где прошло детство, где зародилась дружба с каменотесами. Там, в каменоломнях, мальчик впервые узнал природу камня, поверил в возможность «одушевлять» его. Запомнились слова рабочего-каменотеса, его по-восточному красочное напутствие: «Пусть роза из-под твоего резца пахнет лучше настоящей». Прошли годы учебы в Киевском политехническом институте, на философском факультете в Цюрихе, занятий в цюрихской мастерской Адольфа Майера. Здесь, у известного скульптора, он узнал поденный труд подмастерья. Майер внушал цеховые догматы своего ремесла: «Приучайтесь к терпению, к тяжелому труду, это нужно скульптору. Вы уже знаете, как месить глину, как содержать в порядке мастерскую. Без этого нельзя стать мастером». Майер направил молодого скульптора в Мюнхен, в Академию художеств, где Меркуров учился в 1902— 1905 годах. По окончании Академии художник едет в Италию, знакомится с классическим европейским искусством. Затем несколько лет в Париже. Памятны были встречи с Огюстом Роденом, его наставления: «Не следуйте слепо натуре, делайте лучше, чем она есть!».
По возвращении в Россию, в 1910-е годы, Меркуров выполняет ряд интересных портретных скульптур: «Лев Толстой», «Г. Г. Мясоедов», «И. Г. Мясоедов», «Профессор Минаков», «Портрет жены» и несколько надгробий, лучшее из которых — композитора Калинникова в Ялте.
В 1911 году скульптор начинает работать над тремя монументальными однофигурными композициями в граните: «Мысль», «Лев Толстой» и «Достоевский». Для этих работ характерен предельный аскетизм, скупость художественных средств, обобщенность. Скульптор добивается в них главного — величавости, торжественной монументальности. В начале I9is Года Советское правительство приобретает его произведения, остававшиеся до этого в мастерской. Скульптуры «Достоевский», «Толстой» устанавливаются в городе.
Меркуров участвует в ленинском плане монументальной пропаганды, выполняя заказы на памятники «Великим людям в области революции и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». Он создал проекты многих памятников, участвовал во всех значительных конкурсах, проводимых правительством. Его памятники ранних лет революции — Карлу Марксу в Ульяновске и К. А. Тимирязеву в Москве — являются первыми монументальными скульптурами советской эпохи, выполненными в твердом материале.
Постепенно Меркуров переходит к работе над образами вождей нашей страны. Уже в 1924 году скульптор выполняет первый бюст Ленина и создает проект памятника для Киева, позже — скульптурную группу «Смерть вождя». В 1926 году по его проекту сооружается бронзовый памятник Ленину в Коломне — он открывает целую серию памятников Ленину. Из них — самый грандиозный, 15-метровый монумент из гранита для аванпорта канала Москва-Волга. Более двадцати лет работал скульптор над памятником 26 бакинским комиссарам. Известны его памятник С. Шаумяну в Ереване и выполненный за год до этого портрет Шаумяна, где воссоздан героический образ борца революции. Меркуров выполнил ряд памятников и портретов деятелей советской культуры — К. С. Циолковского, С. С. Корсакова и других. В них воплотилась мысль самого скульптора: «Монумент вечен, как вечны дела этих людей».

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.