П. Пикассо (1881 — 1973)


До сих пор не все знают, какой национальности Пабло Пикассо: испанец или француз?
Как Испания, так и Франция считают его своим художником. Он родился в Малаге, на южном побережье Испании, но почти всю жизнь прожил во Франции. Пикассо принадлежит к парижской школе живописи, однако его искусство отличает подлинно испанский темперамент — страстный и лиричный, ироничный и жестокий.
Пожалуй, ни об одном художнике XX века не писали так много и разноречиво, как о Пикассо. Его искусство обладает способностью порождать в людях страсть. Над ним издевались в юмористических журналах, и о нем с восторгом писали Аполлинер, Элюар, Маяковский, Арагон...
Республиканская Испания назначила его почетным директором Прадо. На выставках споры противников и сторонников Пикассо иной раз переходили в драки. Его голубь мира облетел планету и известен миллионам людей. Активность художника соединялась в нем с активностью гражданина. В 1944 году он стал членом Французской Компартии, участвовал в движении в защиту мира. «Я хочу, чтобы на земле было меньше нищеты», — говорил Пикассо. Ему присуждена Ленинская премия за укрепление мира. В 1937 году он написал знаменитую «Гернику». Когда немецкие офицеры во время оккупации вошли в его мастерскую и, увидев «Гернику», спросили: «Это Вы сделали?» — он имел мужество ответить: «Нет, это сделали вы!».
Его называли бунтарем и разрушителем. Действительно, он часто решительно расчленял зримый мир, показывал его уродство и жестокость. Но это было разрушение во имя жизни, и вся его долгая, не поддавшаяся старости жизнь была полна деятельного, созидательного труда. «Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время, я люблю его как единственную цель всей своей жизни», — говорил Пикассо. Он работал с яростью. Его никогда не видели бездеятельным. Его мастерскую наполняли самые невероятные предметы: куски железа, проволока, велосипедный руль — и каждый из них мог стать материалом будущего произведения. Любознательный, как мальчишка, он в 40 лет учился обрабатывать листовое железо, в 60 — увлекся литографией, а в 70 — стал гончаром. Пикассо занимался живописью, скульптурой, графикой, театральной декорацией, керамикой, книжной иллюстрацией, гобеленом... Арсенал его художественных средств колоссален. Он стирал границы между отдельными видами изобразительного искусства, шел наперекор традициям и в то же время был наследником лучших достижений мировой культуры. На него влияли Сурбаран, Гойя, Пуссен, Энгр, Сезанн, художники итальянского Возрождения и древние греки, помпейские фрески, азиатское искусство, негритянская скульптура. Он часто использовал в своих холстах традиционные схемы построения «Мадонны с младенцем», «Святого семейства», «Успения», «Рождества», вдохновлялся образами классического искусства. В его творчестве появлялись серии живописных и графических вариаций на тему «Менин» Веласкеса, «Завтрака на траве» Э. Мане, «Похищения сабинянок» Давида, «Алжирских женщин» Делакруа.
Исследователи пытались классифицировать извилистый путь его творчества, причисляя его повороты к различным «измам», давая названия его периодам. Это помогает ориентироваться в огромном творческом наследии, оставленном художником, но подобная хронология не имеет жестких границ. Сам Пикассо, садясь за работу, не всегда знал, в каком стиле его картина будет сделана. «Так, как лучше смогу выразить, что хочу», — говорил он. И подчас сложные по форме и труднодоступные для понимания работы соседствуют с гармоничными и ясными.
Пикассо учился в Барселоне, потом в Мадриде, а с 1904 года окончательно поселился во Франции. Его художественное образование не было последовательным. Артистические способности были дарованы ему от природы, как абсолютный слух музыканту. К четырнадцати годам он рисовал уже как мастер, а к двадцати пяти создал такое количество первоклассных работ, которое не многим удавалось сделать за всю жизнь.
Уже в раннем «голубом периоде» поражают профессионализм и зрелость его работ. Основные персонажи — нищие и бродяги, странствующие акробаты, дети и старики. Герои бездеятельны, молчаливы, погружены в самих себя. «Искусство есть эманация боли и печали», — говорит в это время Пабло Пикассо.
«Розовый период» часто называют цирковым. В это время Пикассо с друзьями посещает знаменитый цирк Медрано. Хорошо знает повседневную жизнь актеров, постоянно рисует их. Чувство одиночества и печали уступает место 6i-лее теплым и лирическим настроениям («Семья акробатов с обезьяной», 1905; «Семья Арлекина», 1905; «Девочка на шаре», 1905).
Сезанн и негритянская скульптура были причиной крутого поворота искусства Пикассо.- Начался его следующий, кубистический период. Пикассо пытается выявить конструкцию предмета, анализирует его поверхность, разлагая ее на грани, вводит несколько точек зрения для того, чтобы собрать более полную информацию о форме, вгрызается в глубь предмета, пытаясь постичь его внутреннюю структуру. Работы позднего синтетического кубизма тяготеют к большей декоративности. В это время он особенно часто пишет музыкальные инструменты, пользуется коллажем, создает гармоничные и уравновешенные произведения.
На смену кубизму пришло увлечение классикой. Идеалом для художника становятся Энгр и греки. В это время появились его знаменитые иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия — легкие, грациозные, предельно простые и пластичные. Его «неоклассический» период, начавшийся около 1920 года, ориентируется на гармонически развитого человека. В работах появляется большое количество мифологических персонажей. Прекрасные обнаженные тела соседствуют с обаятельными и игривыми фавнами, сатирами, минотаврами, кентаврами и кентаврессами.
В середине 30-х годов предчувствие надвигающейся катастрофы вызывает у художника продолжительный творческий кризис. Два года Пикассо не может работать. Мир его образов приобретает черты уродства и дисгармонии. Появляются странные чудовища, звероподобные люди, разъяренные минотавры. Чудовища грозят существованию человечества.
В 1937 году Пикассо написал гигантское панно «Герника» для испанского павильона на Международной выставке в Париже. В ней запечатлен ужас смерти и разрушения: обезумевший конь, страшный бык, запрокинутые головы, разинутые в крике челюсти, сведенные судорогой руки и античная маска со светильником как олицетворение надежды. Боль и печаль, возмущение и нежность художника связаны были с тем миром, в котором он жил. «Фантазия Пикассо определяется характером эпохи», — сказал как-то Эренбург. Вскоре после войны Пикассо поселился на юге Франции в Антибах. Он часто обращается теперь к безмятежному миру детства, как бы компенсируя ужас пережитого. На сводах старинной капеллы Валлориса он разместил большую композицию «Война» и «Мир». Панно «Мир» с крылатым конем, отплясывающими женщинами и играющими детьми полно ощущения радости жизни.
Темы послевоенного творчества Пикассо разнообразны и в то же время постоянны. Он остается верным миру театра и бродячих актеров. Через всю жизнь проходит тема «художник и его модель». Иногда — это тема античной красоты и гармонии; иногда — раздумья художника о сущности творчества; временами — откровенный юмор: Пикассо изображает плешивых академиков в окружении молоденьких натурщиц. Никогда не забывал Пикассо испанской корриды. Эта тема передается со всей страстью и азартом, на которые способен только испанец. Однако точная передача представления и обилие деталей не заслоняют собой правдивой летописи о жизни и гибели героев арены.
Жизнь, какая она есть, во всех ее радостях и драматических коллизиях — всегда была движущей силой творчества художника.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"