А. М. Герасимов (1881 — 1963)


Когда в 1957 году в Академии художеств в Москве открылась выставка к 75-летию со дня рождения и 50-летию творчества А. Герасимова, четырнадцать залов не могли вместить всего того, что было создано художником.
Александр Михайлович Герасимов родился в Козлове. Ничто как будто не благоприятствовало его стремлению стать живописцем. Бытовой уклад семьи Герасимова находился в полном противоречии с мечтами его юности. Его отец из среды крепостных крестьян, небогатый прасол, до сорока лет работал по найму, занимался торговлей, арендовал помещичьи сады.
Он видел в сыне лишь будущего помощника «по торговому делу». Но случилось так, что как раз обстоятельства, внешне мешающие развитию, внутренне это развитие подготавливали. Базары, трактиры, лавки, ярмарки, где приходилось бывать по делам отца, давали бесценный материал зоркому, наблюдательному юноше. А обязанность караулить сады, гонять гурты скота оборачивалась своей выгодной стороной — все весеннее и летнее время проходило среди запущенных садов и старинных парков. Впечатления ранней юности были памятны в течение всей жизни, они питали творчество художника: «Я исколесил все окрестные дороги и многим обязан этим поездкам. Они пробудили во мне любовь к природе и оставили незабываемые, чарующие воспоминания... Я тогда еще не мог отдать себе отчета, почему меня так волнуют нависшие серебристые облака над морем колосившейся ржи, красочные закаты, блестящая при свете луны длинная дорога...
Читать и писать стал самоучкой. Умение читать открыло мир поэзии... Я и до этого любил природу, но когда я узнал стихи Кольцова, эта любовь стала еще сильней, и я стал искать специально книги, где описывалась природа».
С 1903 года Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном и архитектурном отделении, занимался у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, В. А. Серова, К. А. Коровина. «Своими главными руководителями я считал художников Коровина, Архипова, и Серова. Глубоко правдивые, жизненные сюжеты Архипова и яркие, сочные краски его картин я никогда не забуду...» Будущий художник стремился усвоить строгий рисунок Серова, красочное буйство Архипова, живописность К. Коровина.
В 1915 году он окончил Училище со званием художника и с дипломом архитектора. С первых шагов Герасимов становится известен как пейзажист, жанрист, портретист, художник исторических картин. Несколько лет, проведенных в родном городе после революции, окончательно сформировали его как художника и как общественного деятеля. Он был создателем художественного общества в Козлове «Коммуна художников», оформлял город к годовщинам Октября, был декоратором в театре. Вернувшись в 1925 году в Москву, он вступил в АХРР и участвовал в VIII выставке АХРРа, а многими работами: «Степь», «Сад в цвету», «Сенокос», «Цветущие пионы», «Портрет Мичурина» Герасимов утверждает себя как бодрый, жизнерадостный художник, как живописец весны, солнца, молодой природы. Он преодолевает пестроту колорита ранних работ, добивается большей тональности цвета. Этюдность сменилась крепко построенными композициями. Безграничность пространств, грандиозную широту степей, вольные просторы рисуют композиции, в которых взор зрителя увлекается вдаль: «Большак», «Тройка», «Степь цветет», «Озимь». Все они написаны темпераментной кистью. Иногда его пейзажи складываются в целые серии под общим названием, например, цикл «Рожь».
Художник любуется красотой и пластикой сильных, здоровых людей («В лодке», «Бойня», «В бане»). Но сочный упругий мазок художника, его плотная живопись способны передавать и более тонкие состояния. В картине «Мокрая терраса» («После дождя») чувствуются насыщенность воздуха влагой, прохладная тяжесть мокрых кустов , особенная тишина, которая ненадолго устанавливается после только что прошедшего ливня. В ней — обаяние тепла и уюта человеческого жилья, приятие мира.
Многочисленны портреты Герасимова. Это целая галерея политических деятелей, мастеров театра, писателей, художников. Известна картина «В. И. Ленин на трибуне»— одна из первых картин советской живописи, где дан образ вождя, оратора. Насыщенная революционным пафосом, она расширяет рамки портрета, становится тематической картиной.
Художник создал портреты А. Тарасовой, О. Лепешинской, И. Москвина, Н. Смирнова-Сокольского, И. Грабаря, А. Троицкого, Георгия Димитрова, Героя Советского Союза И. Папанина.
Художником был создан и ряд групповых портретов. Один из них — «Групповой портрет руководителей 1-й Конной Армии>. Для него он написал десятки этюдов. Объем работы Герасимова в этом случае можно сравнить с колоссальной работой Репина над картиной «Заседание Государственного Совета».
Герасимов — мастер акварельной техники. Он много путешествовал — Турция, Египет, Греция, Италия, Франция, Индия. Итогом этих поездок были многочисленные альбомы и акварельные листы. В них выявились его понимание тектоники архитектурных форм, острота видения, любование новизной. Акварели точны и свободны по исполнению.
Герасимов принимал участие в организации Союза художников СССР (председатель Оргкомитета с 1939 года по 1954 год), был президентом Академии художеств СССР (1947—1957). В 1943 году ему было присвоено звание народного художника СССР. Во всей деятельности, как творческой, так и общественной, он руководствовался одним стремлением: «Моя установка в искусстве — работать для массового зрителя».

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.