Д. Хартфилд (1891 — 1968)


Настоящая фамилия немецкого художника-антифашиста Джона Хартфилда — Херцфельде.
В 1916 году, в знак протеста против разгоревшегося в Германии во время первой мировой войны шовинизма, он переделал свое немецкое имя на английский лад.
Джон Хартфилд родился в семье писателя Франца Херцфельде. В 1909—1912 годах юноша учится в художественно-промышленной школе в Мюнхене. В 1914 он был призван на военную службу. В 1915 году он познакомился с немецким художником-экспрессионистом Георгом Гроссом, что оказало большое влияние на развитие его взглядов и творчества. У Гросса, как и у Хартфилда, война вызывала ужас и отвращение. В сериях рисунков, сделанных после войны, Гросс разоблачал господствующий класс, метко и зло показывал тайные пороки буржуа и их приспешников. Политическая сатира становится главной областью деятельности и Джона Хартфилда. Острота столкновений классовой борьбы, свидетелем которых был Хартфилд в послевоенной Германии, ведет его к поискам новых, ярких выразительных средств. В начале 1920-х годов стали создаваться первые «фотограммы»— композиции на фотобумаге, сделанные без помощи фотоаппарата. Хартфилд стал использовать приемы новой фототехники, составляя свои композиции из изображений различных лиц и предметов.
Неожиданные сопоставления давали выразительный художественный эффект, аналогичный контрасту текста и изображения в рисунках Гросса. Хартфилд первым начинает применять фотомонтаж как средство создания плакатов, и это было важным шагом в развитии искусства плаката. В 1930-е годы Хартфилд делает плакат, изображающий удлиненное лицо Чемберлена на фоне воинов Красной Армии. Подпись гласит: «Чем больше растет Красная Армия, тем больше вытягивается лицо Чемберлена. Таким образом, при помощи фотомонтажа художник зрительно материализует словесную метафору. Плакаты для Хартфилда являются возможностью публицистического обличения современной ему действительности. В 1933 году он был вынужден эмигрировать, уехал в Чехословакию. «Вот благо, которое они приносят» — плакат 1938 года, изображающий огромную руку скелета, пальцы которой прочерчены в небе самолетами-бомбардировщиками. Под ними развалины и тела погибших. Символика, которую использует художник в этом и в других плакатах, ясна: она идет и от традиционных образов зла, смерти, насилия, и от изображения реальных фактов и событий («Мадрид, 1936»).
В эмиграции Хартфилд создал много плакатов, в которых высмеивал и гневно осуждал гитлеровский режим, самого фюрера и его приспешников. Его сатирические листы довольно быстро становились, известны в Германии.
Хартфилд вспоминал: «Мой монтаж «Кровь и железо»— четыре кровавых топора, связанных в свастику, обрел известность в рейхе... Этот монтаж был выцарапан на каменных стенах и воспроизведен в гектографических листовках. Маленькие нелегальные брошюрки... тотчас заносили мои листы в гитлеровское логово. Однажды Гиммлер вынужден был собрать последние оставшиеся экземпляры собственной газеты «Дас шварце корпс» («Черный корпус»), чтобы их уничтожить. Автор... Рейнманн в направленной против меня злобной статье поместил на первой странице газеты несколько моих монтажей. Они должны были действовать отпугивающе. Но, видимо, берлинцам они так понравились, что номер мгновенно разошелся. Гиммлер смог конфисковать лишь жалкие остатки тиража».
Хартфилд как общественный деятель проделал последовательный путь — из антимилитариста он стал антифашистом и затем коммунистом. Он питал большой интерес и симпатию к Советскому Союзу. В 1931 году он посетил нашу страну. Большое место в творчестве Хартфилда занимал образ В. И. Ленина, явления советской жизни. В 1934 году он создает плакат «Ленинская мечта стала явью» с портретом В. И. Ленина. Плакат посвящен успехам тракторостроения в нашей стране. Много сил отдавал Хартфилд оформлению книг. Его брат Виланд Херцфельде был основателем издательства, с которым долгие годы сотрудничал художник. В 1927 году Хартфилд сделал обложку к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Он оформлял немецкие издания поэмы В. В. Маяковского «150 000 000», произведений А. М. Горького, романа «Цемент» Ф. Г. Гладкова.
В 1950 году Хартфилд вернулся на родину, в Германскую Демократическую Республику.
Хартфилду принадлежит заметное место среди ведущих прогрессивных художников XX века. Он сделал плакат мощным оружием идеологической борьбы, ярким и наглядным средством политической агитации и массовой пропаганды. Впервые в истории этого вида изобразительного искусства Хартфилдом были введены образы больших, глубоких идей — братства народов, вечной памяти о погибших, предостережения перед опасностью войны. Один из его плакатов называется «Свобода борется в наших рядах». Он изображает женщину с трехцветным знаменем и мальчишку-гамена со знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», посвященной французской революции 1830 года. Рядом с героями картины — современные художнику борцы против фашизма. Плакаты Джона Хартфилда — живое продолжение гражданственной традиции мирового искусства, они и сегодня действенны — и как документ своей эпохи, и как призыв к борьбе против милитаризма.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"