Ф. Брэнгвин (1867—1956)


Фрэнк Брэнгвин — уроженец Бельгии. Его отец, архитектор, содержал в Брюгге мастерскую по реставрации ковров и вышивок. Ребенка окружала атмосфера старинных вещей и восточной экзотики.
Когда Брэнгвину было восемь лет, семья переехала в Лондон. Здесь он учился в художественном училище при Южном Кенсингтонском музее, а затем в течение трех лет работал в мастерской Уильяма Морриса, много сделавшего в свое время для развития декоративного искусства.
Однако молодость и жажда новых впечатлений естественно приводят его к мысли о путешествиях. На шхуне «Лора Энн» он сначала огибает Англию, а затем отправляется в страны Востока.
После его первой выставки в Королевской Академии в 1885 году за Брэнгвином установилась репутация художника энергичного темперамента, пишущего морские пейзажи и восточные сцены.
Впечатления Востока и художественная атмосфера детства определили колорит его живописи — яркий, сочный, пылающий всеми красками восточной палитры.
Картины принесли художнику известность в Англии и на континенте, однако его индивидуальность лучше всего выражена в графике, и в частности в офорте. Именно графика выдвинула его в первые ряды художников начала века.
На протяжении XIX столетия офорт пользовался большой популярностью в Англии. Эскизная легкость рисунка, возможность световых эффектов, богатство градаций при переходе от черного к белому побуждали многих живописцев обращаться к этой технике.
Как правило, офорты представляли собой небольшие изысканные листы, тщательно хранившиеся в папках коллекционеров. Офорт был искусством камерным, предназначенным небольшому количеству знатоков и любителей.
Брэнгвин наделил офорт качествами монументального искусства. Он видел его на стене дома, он предлагал его массовому зрителю. Он начал грубо и глубоко травить свои офорты на цинковых досках огромного размера. Одним из первых Брэнгвин стал пользоваться тоновым пятном и дополнительным нанесением краски на доску, расширив, таким образом, технические возможности офорта.
В его графике чувствуется темперамент живописца, влюбленного в игру света и тени, в вибрацию воздуха, обобщающего предметы. Брэнгвин занимался офортом с 1900 по 1926 год.
За это время он создал более трехсот произведений. Его привлекают мир цивилизации, сложные структуры лесов и металлических сооружений, огромные подъемные краны, клубы дыма, вырывающиеся из труб заводов, лондонский туман, растворяющий в себе напряженную и противоречивую жизнь индустриального города. Его интересуют мотивы, где объединена жизнь старого и современного города, как в офорте «Церковь Сайта Мария делла Салюте», где здание церкви расчерчено сложным переплетением лебедок, якорей и мачт корабля на первом плане. В 1906 году этот офорт был показан на международной выставке в Милане, где он получил золотую медаль, а его автор — мировую славу гравера.
Хорошо знающий жизнь простого народа, Брэнгвин выделяет в своем творчестве тему человека-труженика и заставляет ее звучать монументально.
Выразительные фигуры пекарей, дубильщиков, пильщиков, метельщиков часто сделаны непосредственно с натуры, полны свежести и живого ощущения труда («Пильщики на корабельной верфи»).
Блестящая техника офорта, мощь рисунка, богатая игра разнообразных оттенков черного, смелые контрасты и свободное экспериментирование увлекли по следам Брэнгвина многих молодых художников начала века. Мало кому из них удалось избежать влияния этого мастера.
Брэнгвин — художник необычайно широкого диапазона и неистощимой энергии. Он оставил около 12000 самых различных произведений искусства. Его монументальная живопись находится сейчас во многих зданиях Лондона. Он писал станковые картины и акварели, создавал витражи и керамику, конструировал мебель, работал во многих техниках графики.
В 1925 году Брэнгвин подарил Музею изящных искусств в Москве триста графических работ — офортов, литографий, гравюр на дереве — дар восхищения перед русским искусством. Подарок вошел в коллекцию музея и неоднократно экспонировался на выставках.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"