Б. И. Пророков (1911 — 1972)


Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Борис Иванович Пророков — яркий и самобытный мастер советской графики. Его призвание определилось еще в юности, когда он из своего родного города Иваново-Вознесенска посылал рисунки в газету «Комсомольская правда». На конкурсе художественных корреспондентов восемнадцатилетнему Пророкову была присуждена первая премия. Окрыленный успехом, он переезжает в Москву. Специального образования Пророков не получил, его учеба во Вхутеине продолжалась не более двух лет. Творческие победы — результат упорного самостоятельного труда. Большую профессиональную и политическую школу он прошел в «Комсомольской правде», чьим постоянным сотрудником был с 1931 по 1938 год. В редакцию часто приходили Маяковский, Моор, Дени. Пророков охотнее всех уезжал в далекие поездки по стране, а, возвращаясь, он привозил с собой ворох разнообразных рисунков. Художник много времени отдавал копированию произведений классиков, восполняя пробелы своего образования. Почти в каждом номере «Комсомольской правды» за эти годы можно найти рисунки Пророкова. В большинстве своем это были карикатуры на внутренние темы. Но мировоззрение художника формировалось в годы фашистской опасности. Международная тематика начинает занимать все большее место в его творчестве. В это время появился цикл его карикатур «Искусство в третьей империи», разоблачающий немецкий фашизм. Многие помнят предостерегающий рисунок — «Фашизм — враг культуры»: по кипам книг, мимо разрушенных памятников бредет страшная Горилла с окровавленным топором и моноклем в глазу. Войну Пророков провел на самых трудных участках фронта.
В 1941 году он попадает на легендарный полуостров Ханко. В невероятно трудных условиях на оберточной бумаге издавали защитники Гангута свою газету. Последняя ее страница «Гангут смеется» принадлежала Пророкову. Хирургическим скальпелем на содранном с пола линолеуме художник резал свои линогравюры, контрастные, четкие, лаконичные, полные гневного сарказма.
Кронштадт, блокированный Ленинград, «Малая земля», штурм Выборга, Берлин — вот вехи военного пути художника Пророкова.
На Дальнем Востоке, где Советская Армия воюет с Японией, художник проводит три месяца. Здесь он собирает богатейший материал, которым воспользуется в своих будущих графических сериях. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Пророков награжден орденом Красной Звезды и семью боевыми медалями.
Незадолго до окончания войны в феврале-марте 1945 года состоялась его первая персональная выставка, носившая название «Балтика — Черное море». Художник показал работы, созданные им в период 1941 — 1945 годов,— плакаты, карикатуры, тонкие и мастерские пейзажи. На выставке было много портретов пленных фашистов из серии «Арийские вояки». Рисунки сделаны карандашом с натуры и поражают своей документальностью.
Творчество Пророкова — яркий пример искусства борющегося, кровно связанного с актуальнейшими проблемами своего времени. Вместе со всем прогрессивным человечеством Пророков восстал против угрозы новой войны. Борьба за мир стала основной темой его послевоенной графики. Он создает целый ряд тематических станковых серий. Они состоят из отдельных листов большого формата. Связывает такую серию общность идеи, единство темы, но отдельные листы, дополняя и обогащая друг друга, в то же время представляют собой самостоятельные произведения искусства.
Первая такая серия, «В Гоминдановском Китае» (1945—1947), еще несет на себе печать исканий, но в ней уже определяется стиль и, если можно сказать, дух его последующих серий: пластичный и экономный рисунок, великолепное владение пятном, умение заставить его звучать на белом листе бумаги, убежденность, с которой он доносит до зрителя свою мысль. Есть в его листах лаконичность лозунга. Его рисунки кажутся выполненными на одном дыхании, и трудно поверить, что каждому из них предшествует бесчисленное количество уничтоженных вариантов.
Страстная целеустремленность, лаконичная выразительность его работ сделали их популярными не только в нашей стране. Известен случай, когда его работа «Танки Трумэна на дно» была пронесена в виде плаката через всю Великобританию участниками всеанглийского похода за мир.
Пророков неустанно совершенствовал свое мастерство. Он старался наделить графику предельной ясностью, максимальным обобщением и символическим звучанием. «Мой девиз — концентрировать образ до символа, чтобы реальный образ становился символом, не переставая оставаться реальностью», — говорил Борис Пророков.
Вдохновенное, гневное, полное драматизма и патетики творчество отнимало у художника все силы. После окончания очередной серии приходилось неделями, а иногда и месяцами отдыхать. Сказывались последствия ранения. Врачи запрещают утомляться, волноваться, но одна за другой появляются серии: «Вот она, Америка» (1948), «За мир» (1950), «Это не должно повториться», «Канун революции» (1970), «Борьба» (1971) и многие другие.
Художник не мог молчать. Ораторский, публицистический характер искусства Пророкова вызывает аналогию с Маяковским, к творчеству которого он часто обращался. Роднит их и одинаковое понимание смысла и назначения своего «старого, но грозного оружия». Бескомпромиссный, страстный голос художника звучит с каждой его работы. «Неистовым мастером» назвал Бориса Пророкова Бертольт Брехт.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.