Я. ван Гойен (1596—1656)


Голландское искусство XVII века знаменито своими пейзажистами. Имена таких художников, как Саломон и Якоб Рейсдаль, Ян ван Гойен и Геркулес Зегерс, Эсайяс и Адриан ван де Вельде, Пауль Поттер и Мейндерт Гоббема, принадлежат истории не только голландского, но всего европейского пейзажа.
В голландском пейзаже впервые в европейском искусстве человеку открылась красота окружающего мира, красота «обыкновенной» природы. Художники и зрители увидели своеобразие, прелесть, очарование, живописность, наконец, эстетическую ценность бесконечных морских далей, побережья с рыбачьими лодками, старых домишек, приютившихся у подножия скалы, лесной дороги с проезжающей по ней телегой и огромного северного неба. Художники внимательным взглядом смотрели на природу, изучали ее, стремились в достоверно точном ее изображении передать всю свою любовь к ней, все свое восхищение.
Ян ван Гойен принадлежал к новому типу голландских художников, которые в своем творчестве непосредственно касались самых сложных художественных проблем. Ван Гойен прожил трудную и сложную жизнь. За свои шестьдесят лет он объездил большинство голландских городов, посетил Фландрию и Францию. Частые переезды были вызваны не только желанием видеть и узнавать новое — Ян ван Гойен постоянно находился в затруднительном финансовом положении. Это и было главной причиной его переездов. По той же причине он переменил много профессий: был торговцем, занимался перепродажей домов, даже спекулировал тюльпанами. Но все это так и не привело к желаемому результату — он умер в нищете. Однако богатая драматическими событиями жизнь не отвлекала художника от искусства. Он работал все свое свободное время, совершенствуя мастерство, увлекаясь новыми идеями, используя новые методы и приемы.
На формирование индивидуальности ван Гойена оказало значительное влияние знакомство с художником Эсайасом ван де Вельде, у которого он учился в 1616— 1617 годах в Харлеме, куда приехал после своего французского путешествия. Именно ван де Вельде помог ван Гойену преодолеть условность и схематичность пейзажных приемов 16 столетия и прийти к новому изобразительному языку.
Конец 1620-х — начало 1630-х годов — перелом в творчестве ван Гойена. В это время художник со всей определенностью обращается к колористическому эксперименту, к изображению атмосферы, воздушного пространства. К этому его вел весь путь развития искусства 1620-х годов. Не последнюю роль сыграло и знакомство с тончайшей живописью Питера Молейна и Яна Порселлиса. Ван Гойен окончательно останавливает свое внимание на сельском и лесном пейзаже, соединяя в своих картинах мотивы дикой природы и сельского быта.
Он пишет песчаные дюны, заброшенные лесные дороги со случайными путниками, приютившимися на опушке дикого леса, бедные крестьянские фермы. Как и все голландские пейзажисты, много внимания он уделяет небу. Расположенная на равнинах Голландия всегда была страной господствующего над всей остальной природой неба. Это видно во всех голландских пейзажах. Бескрайнее небо с пробивающейся сквозь серые облака редкой голубизной и с рассеянным солнечным светом предоставляло ван Гойену богатые колористические возможности. И художник никогда не упускал их: он без устали пишет этот огромный серый небосвод, редко в часы заката или восхода, но чаще при ровном дневном освещений. В стихии неба он видит воплощение природы, а то, что происходит на земле, представляет собой лишь слабое подобие той всепоглощающей игры света и тени, тех световых эффектов, которые открываются глазу в его пейзажах.
Обычно ван Гойен строит композицию динамически, используя диагональное чередование планов. В этом — ключ к пониманию темперамента художника, его мироощущения. Ван Гойен видит природу в постоянном движении, изменении. Он воспринимает ее как совершенно цельный и самостоятельный организм, подчиненный особым высшим законам. Поэтому все, что существует помимо природы: люди, деревья, города — все это воспринимается художником как стаффаж, как заполнение пустого пространства.
В последний период своей деятельности, в 1640-е—1650-е годы ван Гойен остается, верен тем художественным идеям, которые он развивал раньше. Правда, его пейзажи становятся монументальнее, значительнее: все больше внимания он уделяет природе, все меньше — жанровым мотивам. Расширяется и пейзажная тематика Яна ван Гойена. Он начинает писать морские виды («Вид Дордрехта», Амстердам). Правда, теперь мастер воспринимает человека в единстве с окружающей природой. Копошащиеся в лодках рыбаки, многочисленные парусники, дома с типичными для северной Европы островерхими крышами, даже здание готического собора — все это пронизано серебряным светом, исходящим из облачного неба. В нем и рождается цельность восприятия пейзажа.
Ян ван Гойен принадлежал к старшему поколению голландских пейзажистов. В его творчестве складывались основы пейзажного жанра. Поэтому у ван Гойена, как ни у кого другого в голландском пейзаже, было много подражателей и последователей. И хотя в середине 17 столетия уже возникли новые проблемы пейзажного жанра, и пришло новое поколение художников, все же произведения, созданные Яном ван Гойеном, остались подлинным образцом соединения творческой фантазии и поэтического восприятия природы.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.