В. В. Волков (1881 — 1964)


Род Волковых, из которого происходил Валентин Викторович Волков, в Орловской губернии всегда славился своими умельцами-живописцами. В доме отца будущего художника висело много портретов-«парсун», выполненных родственниками. Первым профессиональным художником из предков был дед. Крепостной крестьянин проучился в Училище живописи и ваяния полный срок, но за несколько месяцев до окончания барин, чтобы не давать вольную, увез его в имение. Профессиональным портретистом и жанристом в Ельце был и отец Волкова.
В детстве мальчик не расставался с альбомом, заполняя его копиями, набросками. По окончании художественного училища в Пензе он был зачислен в Петербургскую Академию художеств.
Петроград 1918 года... Художник участвует в создании убранства города к празднованию годовщины Октября вместе с Б. М. Кустодиевым, Г. К. Савицким, К. С. Петровым-Водкиным и другими. Сейчас его эскизы для панно «Вся власть Советам», «Штурм Зимнего», «Торжество рабочего», «Лучше смерть, чем рабство» хранятся в Государственном Русском музее. Они вошли в историю изобразительного искусства эпохи монументальной пропаганды.
В 1919 году Волков, переехав в Белоруссию, начинает преподавать в Народной художественной школе города Велижа, а через несколько лет в Витебском художественном техникуме. С этого времени вся жизнь Волкова была связана с Белоруссией. Он вошел во Всебелорусскую ассоциацию художников вскоре после ее создания. На Первую Республиканскую выставку в Москве в 1925 году Волков представил ряд портретов, пейзажей, театральных эскизов, тематических композиций; среди них — «Баррикады», «Кастусь Калиновский». В 1926 году он был приглашен участвовать в конкурсе на выполнение государственного герба Белорусской республики. Жюри конкурса признало его проект лучшим, и с некоторыми изменениями этот государственный герб БССР существует и поныне. Волков стремится к новым темам и сюжетам, неизменен в его работах образ нового труженика, нового советского человека: «Молотобоец», «Портрет Героя Труда ветеринара В. Ф. Алонова», «Плотогоны», «Партизаны», «Портрет А. Труса». Наиболее капитальная картина — «Партизаны» (1928), в которой художник передает разнообразные характеры, напряженную боевую атмосферу тех лет. С темой труда связана картина «Передача опыта», работая над которой Волков часто бывал на заводе.
В 1930 году на пограничной станции Негорелое был построен новый вокзал. По утвержденному проекту здание вокзала должно было быть украшено монументальными росписями. Тематические картины, написанные к этому времени Волковым, дали ему право работать над стенными панно. Он предложил сюжеты росписей: «Днепрогэс» и «Молотьба а колхозе», так как, по его мнению, «первейшая обязанность советского художника заключалась именно в том, чтобы отобразить в своем творчестве это невиданное строительство в стране». Как всегда, художник собрал большое количество натурного материала, для чего ездил в длительную командировку на Днепрострой и в украинский колхоз. Индустриальный пейзаж стройки Днепрогэса и пейзаж новой деревни передают боевой энтузиазм людей, напряженную динамику строительства. Два года работал на лесах художник, иногда до пятнадцати часов в сутки. Продолжением его монументального творчества стал многофигурный фриз «Октябрь в Белоруссии» для Белорусского павильона ВСХВ.
Одной из самых известных картин Волкова послевоенного времени стали «Вузовцы» (1947). Он создал ее одновременно с работой над огромной композицией «Минск 3-го июня 1944 года», первые наброски, к которой были сделаны вскоре после освобождения Минска. Девять лет отдал Волков этой работе. Подготовительный материал насчитывает 220 рисунков, около 60 этюдов и эскизов. Это огромное многофигурное полотно воспроизводит героический момент истории советского народа. Картина, правда, не свободна от определенной статуарности действующих лиц. Она несколько жестка и холодна по цвету. Окончание работы над картиной было приурочено к Декаде Белорусской литературы и искусства в 1955 году, на которой В. В. Волков получил звание народного художника БССР.
Волков не оставлял и портретный жанр. В его наследии портреты М. Горького, артиста Г. П. Глебова, художника О. П. Марикса, Я. Купалы, хирурга Ю. Ф. Лося, несколько женских портретов — Н. А. Разуваевой, «Девочки в голубом».
В. Волков, знаток белорусского народного орнамента, оформлял сборники народных поэтов Белоруссии — Я. Купалы и Я. Коласа. В сотрудничестве с художником О. П. Мариксом им были исполнены эскизы для монументального ковра «Лявониха». В течение долгих лет В. В. Волков был педагогом, из мастерской которого вышли многие белорусские художники.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.