Е. Д. Ахвледиани (1901-1975)


Совсем юной Елена Ахвледиани как стипендиат Тбилисской Академии художеств попала в Европу. Она объездила Италию, Францию, и на несколько лет осталась в Париже. Но темой живописи Ахвледиани и этого пятилетия была4 Грузия. В 20-е годы в Париже ею созданы произведения: «Кахетия. Зима>, «Кутеж», «Старая колокольня», «Сабуе», «Отдых на дороге», многочисленные пейзажи старого Тбилиси («Старый Тбилиси), Грузии, где прошли детство и юность. В самом начале творчества Елена Ахвледиани пользовалась приемами великих мастеров. В картине «Кахетия. Зима» (1924) контрастны, как у Брейгеля, белый снег и темные силуэты деревьев, человеческих фигур, крестьянских домиков. Художнице удалось передать девственную чистоту только что выпавшего снега, особое состояние приподнятости. Орнаментализация изображения и легкий ритм станут одной из стилевых особенностей творчества художницы, а проникновенное чувство природы Грузии — постоянным очарованием ее работ. Но Ахвледиани нельзя отказать в понимании своеобразной прелести и других уголков земли. Она находит средства, чтобы передать уют покрытых патиной времени французских кварталов («Уголок Парижа»); красоту цветовых отношений в закопченных улицах парижских предместий («Рабочий квартал в Париже»); влажное марево над венецианскими каналами («Венеция»).
В 1927 году Ахвледиани возвращается в Грузию. Выставки ее работ в Телави и Кутаиси пользовались успехом. Главный режиссер Театра драмы в Кутаиси К. Марджанашвили приглашает ее работать в театр. С этого времени она становится и театральной художницей, работая сначала в театрах Грузии, потом и за ее пределами. Эскизы декораций для многочисленных спектаклей представляют собой картины, исполненные гуашью, композиционно четкие и безукоризненные по колориту.
Не оставляет художница и живопись. Ее по-прежнему привлекают уголки небольших грузинских городов («Шатили», «Телави», «В старом Кутаиси»), Они представляют собой как бы и подробное повествование, и романтическое сказание о жизни старых городов. Любовь к древностям — памятникам архитектуры, национально-декоративному искусству, особенно чеканке и черни, сказалась в ее работах холодноватыми свинцовыми тонами, благородной сдержанностью колорита. Живопись Ахвледиани принимает эпический размах при изображении величия горной страны. Художница не просто изображает, а воспевает скалистые горы, бездонные пропасти, потоки на дне ущелий, туманы («В горах Мингрелии», «Имеретия», «Окрестности Пассанаури»). Письмо Ахвледиани становится в них экспрессивнее, размашистее, мазок — пастознее. В их дыхании — небывалая сила, вольность. Елена Ахвледиани — глубоко национальная художница, сумевшая создать образ Грузии во всей его многосторонности: в устрашающей грандиозности горных панорам и камерности городских двориков, в бесшабашных пиршествах кинто и спокойной лирике пейзажей, в жанровых сценках.
Она не ограничивается только видами родной природы. В 40-е годы появился цикл «Москва в дни Отечественной войны». Многочисленные пейзажи были написаны ею на Украине, в Таллине, в Праге, Братиславе. Выезжала она и на большие стройки республики, создавая тематически объединенные картины: «Самгори», «Тезиокамстрой».
Ахвледиани — замечательный график. Ее сильному художественному темпераменту было тесно в единичных работах, она создавала графические серии: «В дни войны>, «Старый и новый Тбилиси».
Талантливая художница, Елена Дмитриевна Ахвледиани не ограничивала себя ни видами, ни жанрами в искусстве. Она много иллюстрировала. В оформлении книг обращалась и к мировой классике — Сервантесу, Гюго, Лонгфелло, и к классике грузинской, к произведениям В. Пшавелы, И. Чавчавадзе, Э. Ниношвили.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"