М. Г. Манизер (1891 — 1966)


Скульптурой Матвей Генрихович Манизер начал заниматься с восьмилетнего возраста, когда его отдали в начальную школу Штиглица, где мальчик учился рисунку и лепке. С тех пор скульптура прочно вошла в его жизнь.
Помимо Академии художеств Манизер окончил физико-математический факультет Петербургского университета и Консерваторию по классу виолончели. Несколько лет играл в профессиональных оркестрах, но скульптура осталась главным и в конечном итоге единственным делом его жизни.
Уже дипломный рельеф Матвея Манизера на тему «Гнев Ахиллеса» из «Илиады» Гомера продемонстрировал его склонность к монументальной скульптуре. Дальнейшая деятельность Манизера была связана в основном с исполнением многочисленных памятников великим деятелям революции, науки и искусства. Монументы скульптора, установленные на площадях городов и адресующиеся к массовому зрителю, являются точной реализацией Ленинского плана монументальной пропаганды.
Самое раннее и значительное монументальное произведение Манизера — рельеф «Рабочий», ставший позднее эмблемой постоянной промышленной выставки в Москве. Фигура рабочего, решенная профильно, символизирует идею освобожденного труда. Эту работу принято считать одной из лучших в монументальном искусстве того времени.
Первый бронзовый памятник в истории Советского государства был открыт в 1925 году. Он изображал Володарского — комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, убитого в 1918 году. Автор памятника — Манизер. Володарский изображен в момент вдохновенной речи, в активном действии, но, несмотря на динамично решенный сюжет, в этой ранней работе уже заметна свойственная Манизеру в будущем тяга к спокойствию и уравновешенности масс, к сдержанности и ясности силуэта. Более сорока лет творческой деятельности Манизер посвятил образу Ленина. Первые наброски появились в 1924 году. Манизер досконально изучал образ вождя, пользуясь самыми разнообразными материалами — беседами с близкими, воспоминаниями соратников, кадрами кинохроники, фотографиями, посмертной маской. Основные усилия скульптора были направлены на то, чтобы передать величие и простоту этого человека. В результате возникли две скульптуры Ленина. Памятники, сделанные с этих скульптур, были установлены в Хабаровске, Самаре, Кировограде, Пушкино, Колпино. Много труда и предварительной работы предшествовало созданию памятника Ленину в его родном городе Ульяновске. Небольшой по размерам, он полон энергии, фигура устремлена вперед, руки поддерживают развевающееся на ветру пальто. Скульптура монументальна и торжественна.
Все послевоенные годы Манизер продолжал работать над образом Ленина. В памятниках Ленину, установленных в Курске, Майкопе, Йошкар-Оле, скульптор создал обобщающий образ вождя, раскрыл общественно-политическую роль руководителя первого в мире социалистического государства.
В 1960—1963-е годы появилась серия бронзовых медалей на сюжеты из биографии Ленина. Автор назвал их «Ленинианой».
Большое место в творчестве Манизера занимала военно-патриотическая тема. В годы Великой Отечественной войны им был создан ряд проектов памятников Ф. Э. Дзержинскому, генералам Н. Ф. Ватутину, М. Г. Ефремову, Л. Н. Гуртьеву; проекты оформления братских могил. Хорошо известны его памятники В. И. Чапаеву, Ф. М. Харитонову, Зое Космодемьянской, в них отчетливо звучит тема героизма и подвига советских людей. Галерея портретов, посвященных героям Отечественной войны, носит героико-романтический характер.
Неоднократно обращался Манизер к образу украинского поэта Тараса Шевченко. Он хорошо знал его поэзию, изучал историю его жизни. В известном памятнике Шевченко в Харькове поэт предстает в образе революционера. Трехгранный пьедестал, на котором установлен памятник, окружен шестнадцатью скульптурными фигурами, иллюстрирующими революционную борьбу украинского народа.
Народный художник СССР, академик Манизер более сорока пяти лет своей жизни посвятил преподавательской деятельности. Он много писал и выступал по вопросам методики преподавания и воспитания молодого художника.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.      Современная недорогая стеклопластиковая арматура значительно лучше, чем металлическая арматура.