X. Грундиг (1901 — 1958)


Один из самых значительных представителей передового немецкого искусства XX века, Ханс Грундиг родился в Дрездене. Отец его был простым рабочим человеком, маляром; когда началась первая мировая война, он ушел на фронт, и будущему художнику, совсем еще юному, пришлось зарабатывать на хлеб самому и поддерживать семью. Ханс Грундиг начал учиться лишь в 1920 году, поступив в Школу прикладного искусства, в 1922 году — в Академию художеств. Из современных Грундигу немецких художников большое влияние на его развитие оказал Отто Дике, чьи проникнутые ненавистью и отвращением к войне произведения пробуждали чувство социальной ответственности у молодых художников. Но главным фактором, оказавшим влияние на сложение творчества Грундига, была окружавшая его реальность. Грундиг говорил позднее: «Жизнь с ее событиями стала нашим настоящим учителем, она научила нас думать и это отразилось в наших картинах».
В первый период своего творчества в 1926—1933 годах, вслед за О. Диксом, Грундиг стремится доказать, что предметом живописи может и должно являться все то безобразное и отталкивающее, что художник видит в жизни. В картине «Безработная с сигаретной фабрики» (1925) он изображает женщину с подчеркнуто некрасивым лицом на фоне кирпичного здания завода, кругом нее пустота, в небо парит ангел. Картина, написанная в холодных цветах, проникнута пафосом отрицания безрадостной и жестокой действительности. Столь же некрасивые лица и пустынность улицы поражают и в другой картине — «На окраине города» (1926).
В 1928 году Ханс Грундиг женится на Леа Лангер, которая впоследствии становится известной художницей Леа Грундиг. Творчество обоих с того времени развивается в неразрывной связи. Они были различны по своему характеру, по происхождению — Ханс происходил из пролетарской, Леа — из мелкобуржуазной среды. Ханс как художник был в большей степени философом и романтиком, Леа Грундиг — политическим борцом. Но объединяет их общее дело — стремление поставить свое искусство на службу борьбе рабочего класса, антифашистской борьбе. Ханс Грундиг с 1926 года был членом Коммунистической партии Германии. В 1930 году он стал одним из основателей Ассоциации революционных художников Германии в Дрездене, одной из главных задач которой была пропагандистская работа среди широких масс. Произведения Грундига этого периода становятся более заостренными, более глубокими по своей проблематике.
В 1932 году Грундиг написал серию картин, посвященных жизни и деятельности Коммунистической партии: «Собрание ячейки КПГ», «Полиция разгоняет демонстрацию»; в картине «Голодный марш» из этой серии дано ясное противопоставление двух миров — впавшие в отчаяние голодные безработные, идущие маршем, и спокойно взирающие на них буржуа, сидящие за столиком в кафе. В картинах 1933 года «Зарница над горами», «Автопортрет» нарастает чувство тревоги, художник видит, как в его стране пришедшие к власти фашисты набирают силу. Фашисты сразу поняли опасность, которую представляло для их режима творчество прогрессивных художников. В 1934 году Хансу и Леа Грундиг запретили заниматься живописью. Многие художники в это время уезжали в эмиграцию. Грундиги избрали более тяжелый путь борьбы — они стали подпольщиками. Ханс Грундиг обратился к графике, которая легко тиражируется — одно произведение может быть напечатано во многих экземплярах и передано многим людям. Он выбирает не требующий сложных технических средств способ гравюры — сухую иглу, при котором изображение выцарапывается на пластинке металла, а затем при помощи типографской краски и печатного пресса может быть размножено. В 1935— 1938 годах художник создает графический цикл «Звери и люди». Гротескные образы людей и заостренно-характерные изображения животных — иносказания, при помощи которых художник передает свои впечатления. Зловещим символом жестокости воспринимаются в одном из листов воющие волки. Тот же аллегорический смысл вкладывает Грундиг и в живописную картину «Схватка медведей и волков» (1938).
Выдающимся антифашистским произведением Грундига является триптих «Тысячелетняя империя» (1935—1938). Центральная часть триптиха называется «Видение горящего города». Слева — написанный в ядовитых по цвету красках «Карнавал», который представляется сборищем безобразных шутовских масок. Справа — «Хаос». Нижняя часть, помещенная как пределла в многостворчатых алтарях, называется «Спящие». Сам Грундиг пишет о центральной картине триптиха, «которой я хотел предостеречь всех людей от войны, подготовлявшейся врагами рода человеческого. Картина изображала город, глубокие ущелья улиц уходили вдаль, к горизонту, но дома были разрушены; высоко в кровавом, грозном небе парил гриб взрывного облака, а клочья дыма, оторвавшиеся от него, медленно плыли над городом, над домами. Шеренги разрушенных домов и горящее, готовое обрушиться здание на переднем плане усиливали ощущение апокалиптического бедствия. В багрово-красном небе летели грозные эскадрильи самолетов, один ряд над другим... Дрожащие пальцы прожекторов ломались о тучи, а глубоко внизу, на изрытых бомбами улицах люди судорожно хватались за противогазы, ища спасения от этого ужаса».
В 1938 году Ханс Грундиг был заключен в концлагерь Заксенхаузен, откуда ему удалось бежать только при приближении советских войск. По окончании второй мировой войны Ханс Грундиг продолжает выступать с произведениями на антифашистские, антимилитаристские темы. В отличие от гротесковых произведений, созданных в годы фашизма, в послевоенных работах Грундиг больше следует реально увиденной действительности. Его картина «Жертвам фашизма» (1946—1949) — это дань тем, кто погиб в концлагерях.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"