Ю. Микенас (1901 — 1964)


«Скульптуре я учился у литовских народных мастеров и у древних греков»,— сказал однажды Юозас Микенас.
Народное искусство деревянной скульптуры существовало в Литве на протяжении многих веков. Еще языческие огнепоклонники, сжигая своих погибших воинов, ставили на месте их погребения монументальные и выразительные столбы-скульптуры. С приходом христианства на дорогах Литвы появилось бесчисленное количество деревянных изображений девы Марии и скорбящего Христа. Микенас мог видеть их в живописных окрестностях своего родного хутора Скардупис, расположившегося почти на границе с Латвией.
Позже, учась в Каунасской художественной школе, Микенас был послан в экспедицию по Жемайтии собирать для каунасского музея народную скульптуру, которой грозило полное уничтожение. Он привез множество жемайтийских божков «девукай», сыгравших большую роль в творческом развитии Микенаса. Они помогли ему разобраться в вопросах пластики. Присущая им монументальность, лаконизм и монолитность формы побудят Микенаса добиваться этих качеств в своей скульптуре. Впервые Микенас начал заниматься скульптурой в 1928 году. Этому предшествовали несколько лет занятий в каунасской художественной школе и три года работы в области монументальной живописи (фрески и мозаики в Парижской Национальной Консерватории Искусств и Ремесел). Обращение к скульптуре вытекало из желания усовершенствовать свой рисунок, острее почувствовать объем и пластику формы. Но работа увлекла, а успех его первой скульптуры — «Портрет художника-венгра» (1928) в парижском осеннем Салоне этого же года окончательно побудил посвятить себя скульптуре. В это время умами художественной публики владели Роден, Бурдель, Майоль. Микенас посещает мастерские Ш. Деспио, М. Жемона, М. Бушара. Работы этих лет говорят об освоении им традиций реалистической французской скульптуры.
В 1931 году Микенас возвращается на родину. Вскоре скульптор создает группировку «Арс», куда входит большая часть молодых художников, принадлежащих к самым различным направлениям. Их главной идеей было возрождение традиций литовской народной скульптуры и желание «служить отечеству.., создать стиль современной эпохи» (из манифеста).
В эти годы формируется художественное мировоззрение Микенаса. Он путешествует по странам Европы, пристально изучает литовское народное искусство, ищет свой индивидуальный стиль.
Скульптурный портрет особенно привлекает его внимание. Он ищет возможность языком пластики раскрыть образ человека, его красоту и благородство. Пожалуй, наиболее интересной работой этого периода можно считать полуфигурный «Портрет жены» 1936 года. В нем скульптор запечатлел образ современного прогрессивного человека.
Строгая архитектоничность, обобщенность формы, гармония и внутренняя монументальность даже небольших по размеру работ скульптора предполагают в Микенасе дар монументалиста.
Приблизительно с середины 30-х годов Микенас все определеннее обращается в сторону монументальной скульптуры. Этому способствовали поездка в Советский Союз и знакомство с работами Мухиной.
С момента установления в Литве советской власти Микенас начинает получать заказы на монументальную скульптуру. Один за другим возникают памятники прогрессивным деятелям Литвы: памятник поэту Янонису в Биржае (1947— 1960), памятник писателю Пятрасу Цвирке в Вильнюсе, в 1955 году открывается в Зарайске памятник партизанке Марите Мельникайте. После освобождения Литвы от немецкой оккупации Микенас совместно с другими литовскими скульпторами и архитекторами создает свой знаменитый памятник «Победа». «Голова пылала несбыточными замыслами: хотелось воздвигнуть памятник до небес. Ведь как подумаешь о величайшем подвиге простого советского человека, одетого в защитную гимнастерку, так и просится огромная «скала гранита» величиной с земной шар...»,— говорит художник о своей работе. За создание образа воина-победителя Микенасу в 1947 году была присуждена Государственная премия. Москвичи хорошо знают скульптурную группу «Мир» (1960), украшающую павильон Литовской ССР на ВДНХ.
Помимо напряженной творческой работы Микенас посвящал много времени педагогической и общественной деятельности. До 1961 года он руководил кафедрой скульптуры в Государственном художественном институте Литовской ССР. Его неоднократно выбирали депутатом Верховного Совета Литовской ССР. В 1955 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1961 году стал народным художником СССР. Скульптор был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Его плодотворная работа получила заслуженное одобрение советского народа.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"