Ф. Леже (1881 — 1955)


В облике Фернана Леже «было нечто близкое природе; вероятно, сказалось происхождение, детство — зеленая Нормандия, яблони, коровы, крестьянская семья. У Леже были большие руки; он был высокий, с широкой костью, с медленными движениями. Мне он казался скульптурой, только не из камня, а из теплого, живого дерева»,— вспоминал И. Эренбург.
В молодости Леже работал чертежником в архитектурной мастерской, этим же он зарабатывал на жизнь в Париже, куда приехал в начале 900-х годов. Путь формирования художника был традиционным для тех лет: он последовательно прошел через влияния импрессионизма, сезаннизма, кубизма, беспредметничества и т. д.
Однако художник рано нашел свой собственный стиль, его работы отличает некая постоянность и узнаваемость. В творчестве Леже не было резких поворотов, и между его работами разных лет всегда существовала ясно читаемая связь.
Леже часто называют рабочим в искусстве. Он сознательно и добросовестно участвовал в созидании современной цивилизации. Главной темой его творчества была новая, созданная человеком индустриальная природа. Он был сыном своего века, воспевал прогресс, технику и простых людей, этой техникой управляющих. Прямодушная, немного наивная живопись Леже рано нашла ценителей. Уже в 1912 году художник подписал договор с торговцами картинами. Но и в его, лишенной катаклизмов, биографии была своя трагедия: его картины висели в гостиных, а он мечтал о стенах домов, интерьерах общественных зданий, о мозаиках, витражах, фресках. Он был уверен, что в будущем «идеалом станет строительство больших монументальных зданий для народа, в которых гармонично сольется воздействие трех искусств: архитектуры, живописи, скульптуры». При жизни ему почти не удалось осуществить свою мечту. Многие его эскизы монументальных работ выполняются сейчас, посмертно. В искусствоведческой литературе о нем чаще всего пишут как о станковисте, а он был прирожденным монументалистом, и любая его картина несет на себе печать грандиозных монументальных замыслов художника.
Творческая деятельность Леже была чрезвычайно активной и разнообразной. Помимо живописи, Леже иллюстрировал книги Б. Сандрара, И. Эренбурга, А. Рембо, П. Элюара. Оформил балеты и спектакли. В 1921 году дебютировал в кино, сделав декорации к фильму Ганса «Круг». Увлекшись кинематографом, снял короткометражный экспериментальный фильм «Механический балет», в котором актерами были вещи: шляпы, бутылки, манекены, колеса, рычаги... Это был период его увлечения «эстетикой предмета». Леже утверждал, что предмет, вещь сама по себе заменяет сюжет и в своих живописных композициях использовал разнообразные предметы, сопоставляя их один с другим или с отвлеченными плоскостями и объемами («Композиция», 1924). В 1920 году Леже познакомился с Ле Корбюзье и его друзьями-архитекторами. Новое поколение архитекторов называло живопись Леже «родной сестрой архитектуры» и считало возможным использовать цветовую концепцию художника в пространственных решениях новой архитектуры.
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже Леже экспонировал декоративное панно для павильона «Эспри-Нуво», спроектированного Ле Корбюзье. После этого следуют еще несколько панно для выставочных павильонов. Результат подобной работы сказался в целом ряде статей: «Эстетика машин», «Цвет в мире» и других. В них Леже размышляет над проблемами монументального искусства, его связи с техникой, интерьерами жилых и общественных зданий.
Леже много ездил с выставками и лекциями по Европе и Америке. В 1924 году организовал в Париже художественную школу и до конца жизни был деятельно занят преподаванием. В середине 30-х годов вместе с Л. Арагоном, А. Матиссом, Ф. Мазерелем Леже участвует в битве прогрессивной интеллигенции за культуру, гуманизм, против уступок фашизму. После второй мировой войны Леже вступает в члены Французской Компартии.
Послевоенное творчество Леже отмечено, по словам самого художника, «возвращением к большим сюжетам». Он создает цикл сюжетных картин: «На досуге», «Строители», «Большой Парад», «Пикник» и другие, со сложной организацией пространства большим количеством фигур и индустриальных конструкций.
Через всю жизнь Леже пронес восхищение индустриальным миром техники. Он пытался эстетически осмыслить отношения, возникающие между человеком и машиной, мечтал о создании «искусства для всех», стремился вынести произведения искусства за стены музеев, сделать их участниками повседневной жизни людей. Он был в этом отношении самым целеустремленным и созвучным эпохе художником, Эренбург назвал его «исступленным патриотом своего времени».

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.