К. Покорны (1891 — 1962)


Кто бывал в Праге, наверняка видел помещенные на домах рельефы с изображением руки, поднятой в клятве. На них надпись «Останемся верны». Здесь, в этих местах, где установлены рельефы, в мае 1945 пали смертью храбрых в борьбе с фашистами восставшие пражане. Автором этих памятника, ков бессмертного, подвига является известней чешский скульптор Карел Покорны.
В буржуазной Чехии с четырнадцати лет мальчику Карелу Покорному пришлось трудиться, помогая своей бедной семье, живущей у города Зноймо. Не найдя работы на родине, он отправляется на заработки в Вену, где поступает в ученики слесаря. Дни его ученичества во многом напоминают юношеские годы М. Горького. В этих тяжелых условиях созревало классовое сознание молодого рабочего: он активно участвовал в боях австрийского рабочего класса с фабрикантами.
В 1910 году Покорны вернулся на Родину и поступил в школу художественного слесарного дела в городе Градец Кралове. В следующем году он поступил в художественно-промышленную школу в Праге, а в 1914 году был принят в Академию художеств. В Академии его заметил выдающийся чешский скульптор И. В. Мыслбек, творчество которого оказало влияние на все искусство К. Покорного.
В одном из первых самостоятельных произведений Покорного «Очередь за хлебом» (1917), отражающем социальную., обстановку последних лет первой мировой войны, скульптор выразил свои симпатии к страдающему рабочему классу. Кроме этого в скульптуре уже чувствуется рука настоящего мастера — в «Очереди за хлебом» проявилось композиционное мастерство молодого художника, его умение владеть пространством. Эти качества его таланта особенно видны в «Памятнике павшим» (1920). В фигуре плачущей художник продолжал разрабатывать образ простой женщины из народа, известный уже по предыдущей работе. Скульптор добился большой внутренней монументальности, придающей реальному, конкретному изображению значение символа.
В 20-х годах Покорны не избежал влияния искусства француза Шарля Деспио и позднее — чешского скульптора О. Гутфройнда. Под впечатлением от их искусства молодой художник создал несколько скульптур (например, «Земля», 1925) — в них Покорны, в отличие от Гутфройнда, подчеркивает реальную, живую материальность фигур. Но социальный аспект искусства Гутфройнда чувствуется в произведениях Покорного этих лет. Этим самым он близок и чешским живописцам 1920-х годов (П. Котику, В. Рады), отражающих в своем искусстве классовые проблемы.
Непосредственность изображения жизни становится характерной для искусства Покорного с середины 20-х годов. Основным произведением этого времени считается его памятник погибшим шахтерам (этюд памятника возник в 1925 году; памятник установлен в городе Осек около гор. Духцов в 1934 году). Все пластические средства в памятнике подчинены передаче глубокой грусти в фигурах скорбящих стариков-родителей.
Скульптор всю свою жизнь интересовался судьбой простого человека, его борьбой за справедливый общественный строй. В символической скульптуре «Острава» (1936) он создал образ сознательного рабочего революционера. При общей схематичности произведения поражают выразительные остроиндивидуальные черты лица рабочего. С точки зрения художественного решения эта работа близка скульптуре «Голова женщины» (1936), в образе которой Покорны выразил протест против зверств фашистов в Испании.
Накануне второй мировой войны Покорны работал над памятником св. Вацлаву (1938), покровителю чешской земли, и над памятником знаменитому моравскому композитору Леошу Яначеку. Но только после освобождения Чехословакии Советской Армией в 1945 году, в годы победной поступи социализма в стране по-настоящему проявился дар Покорного-монументалиста. Он создал монументально решенные памятники выдающимся личностям истории чешского народа и чешской культуры: императору Карлу IV (установлен около Пражского университета), писательнице Божене Немцовой (установлен на Славянском острове в Праге), писателя Алоизу Ирасеку (установлен в Праге). Скульптор работал над ними с увлечением, создал десятки эскизов. Но самым замечательным послевоенным монументальным произведением К. Покорного является памятник «Дружба» (1946), ставший символом нерушимого единения чехословацкого и советского народов.
Народный художник, лауреат Государственной премии, К. Покорны умер в Праге в 1962 году, но его искусство продолжает жить и является достоянием культуры социалистической Чехословакии.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"