И. А. Шпинель (Род. 1892 г.)


Заслуженный деятель искусств РСФСР Иосиф Аронович Шпинель — архитектор, график, живописец, художник театра и в то же время — старейший мастер советского кинодекорационного искусства.
Сын учителя начальной школы в Белой Церкви, выросший в бедной и многодетной семье, Шпинель мечтал о живописи. Самоучкой он освоил основы рисунка и в 1910 году поступил в Киевское художественное училище на отделение архитектуры. В 1914 году Шпинель с отличием окончил его и был рекомендован для поступления в Академию художеств. Однако продолжить обучение не удалось из-за начавшейся первой империалистической войны. Шпинель работает помощником архитектора на строительстве церкви в Киеве и много занимается рисованием. В 1916 году его мобилизуют и направляют в запасный полк. В короткие минуты отдыха Шпинель делает карандашом портретные наброски со своих товарищей по полку. Сохранившиеся от той поры рисунки свидетельствуют о внимательном отношении автора к натуре, о стремлении выразить характер человека.
Октябрьская революция для Шпинеля стала началом его деятельности как художника. Он возвращается в Киев, по заданию ревкома пишет революционные плакаты и панно, оформляет агитпоезда.
Вступив в ряды Красной Армии, Шпинель использует свои знания строителя. Отряд, в который он был зачислен, занимался наведением мостов, сооружением укрытий и т. п. В дальнейшем это сочетание художественного и строительного профиля стало характерной особенностью работ Шпинеля. Впервые она проявилась, когда ему довелось оформлять несколько театральных спектаклей в Черкассах, где некоторое время находился на отдыхе его отряд.
В 1921 году, демобилизовавшись и приехав в Москву, будущий художник поступил во Вхутемас на архитектурный факультет, но вскоре любовь к рисованию заставила его перейти на графический, где в то время преподавали такие прекрасные художники и педагоги, как В. Фаворский (гравюра), П. Митурич (рисунок), В. Фалилеев (литография), И. Нивинский (офорт). С особенным увлечением Шпинель занимался под руководством Фаворского, который помог раскрыться самым существенным сторонам его дарования: умению строить монументальную, строгую форму, сочетая ее с глубиной и человечностью содержания. Это сочетание будет отличать работы Шпинеля во всех областях его творчества — в графике, живописи, театре, кино.
Уже в годы учения художником созданы значительные произведения — большая многофигурная композиция «1905-й год» (совместно с М. Аксельродом), оформление книги А. Эфроса «Господин Вержере у Старицына», портрет А. Эфроса, композиция «Красноармеец» и другие. Дипломная работа Шпинеля — оформление книги А. Безыменского «Шахматы» (иллюстрации, заставки, концовки, обложка) — выдающийся образец книжной графики.
К моменту окончания Вхутемаса в 1926 году молодой график получил признание на международных и отечественных выставках, его работы были отмечены премиями и почетными дипломами, часто упоминались критикой. Однако в 1927 году в его творческой жизни произошел поворот: он принял приглашение от Одесской киностудии ВУФКУ оформить фильм, даже не предполагая, что отныне весь его дальнейший путь будет связан с киноискусством, что многие десятки фильмов будут созданы при его участии.
Пять лет художник работал на киностудиях Одессы и Киева, где в то время были сосредоточены значительные творческие силы. В тот период на студиях было создано немало выдающихся произведений, оставивших след в истории кино. Среди них — «Арсенал» (1929) и «Иван» (1932) А. Довженко, «Ночной извозчик» Тасина (1929), «Человек из местечка» Г. Рошаля (1930). Художником этих фильмов был Шпинель. Одновременно он оформил несколько театральных спектаклей и продолжал заниматься гравюрой.
Получив у кинематографистов представление о специфике нового для него вида искусства, Шпинель, в свою очередь, обогатил изобразительную культуру кино. Здесь пригодились его знания законов композиции, перспективы, светотени, умение пластически организовать пространство. Уже в те годы началась преподавательская деятельность художника в одесском кинотехникуме и Киевском киноинституте.
С 1932 года Шпинель работает в Москве. В содружестве с крупнейшими режиссерами он участвовал в постановке фильмов, многие из которых принесли советскому кино мировую славу. Это «Пышка» М. Ромма (1933), «Петербургская ночь» Г. Рошаля и В. Строевой (1932), «Зори Парижа» (1933) и «Семья Оппенгейм» (1934) Г. Рошаля. Особенно значительны были созданные художником декорации к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).
В годы Великой Отечественной войны художник работал в Алма-Ате на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). Среди работ тех лет — «Машенька» Ю. Райзмана (1942), «Парень из нашего города» А. Столпера (1942) и две серии фильма «Иван Грозный» С. Эйзенштейна (1943— 1945). Содружество с великим режиссером Шпинель считает самым ярким периодом своей жизни. К военным годам относится начало интенсивной работы Шпинеля в области станковой живописи — главным образом портрета. Он добивается тонкой психологической характеристики человека, точно и экономно используя цвет. Решение живописных задач помогло художнику работать над оформлением цветных фильмов. Это «Заговор обреченных» К. Калатозова (1950), создатели которого удостоены Государственной премии, трилогия «Хождение по мукам» (1957—1959) Г. Рошаля, «Судьба поэта» Б. Кимягарова (1959), «Суд сумасшедших» Г. Рошаля (1963), «Аппассионата» КХ Вышинского (1963), «Год, как жизнь» Г. Рошаля (1966).
Профессор художественного факультета ВГИКа, Шпинель воспитал несколько поколений мастеров, которые трудятся на всех киностудиях страны.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"