Д. Беллоуз (1882—1925)


Одним из художников, сумевших запечатлеть новые характерные черты жизни Америки начала XX века, был Джордж Беллоуз. Выходец из семьи первых американских поселенцев из штата Огайо, он получил солидное университетское образование и только потом поступил учиться живописи в мастерскую Роберта Генри в Нью-Йорке (1904). Многие черты сближают творчество Беллоуза с работами других последователей Р. Генри, однако в 1908 году он не принял участия в знаменитой выставке «Восьмерки» (так называли группу Р. Генри по числу ее участников). Взгляд Беллоуза на мир шире, чем у членов «Восьмерки». Так же как и они, он стремился показать неприкрашенную правду жизни, порой в его произведениях социально-критическая направленность достигает большей остроты, чем у кого бы то ни было из его современников, но все же Беллоуз был слишком влюблен в жизнь, в красоту природы, чтобы подолгу останавливать внимание на мрачных сторонах бытия. Он был увлечен процессом творчества, изысканное и непринужденное живописное воплощение сюжетов заставляло зрителей любоваться его картинами. Беллоуз быстро завоевал успех у широкой публики. Для участников «Восьмерки» было интересным, прежде всего изображение человека, Беллоуз часто от пристального рассмотрения отдельной личности переходил к изображению толпы, которую показывал как массу, без индивидуализации. Многие произведения Беллоуза посвящены жизни города. В картине «Одиноко стоящий дом» (1909) можно видеть характерный уголок предместья. Мрачноватый облик старого многоквартирного дома, его непритязательное окружение показаны художником без тени уныния. Изображая на холсте выбранный мотив, он любуется игрой солнечных лучей на красной кирпичной стене, голубизной реки на втором плане, стремится передать ощущение деятельной жизни, наполняющей пейзаж. В картине «Люди доков» (1912) изображенные вдалеке небоскребы смотрятся символом индустриальной эпохи, огромный корпус океанского лайнера контрастирует с маленьким дымящим буксиром. Люди и лошади, впряженные в повозку, на первом плане легко вписываются в этот новый по мотиву урбанистический пейзаж.
Беллоуз никогда не уезжал из Америки, тем не менее, в его творчестве ощущается усвоение им опыта европейских мастеров, с которым он имел возможность, по-видимому, познакомиться благодаря выставкам, которые устраивались в Нью-Йорке. Картина «Игра в поло в Лейквуде» (1910) по своему мотиву напоминает картины Мане и Дега. Но сама живописная манера у Беллоуза чисто американская, отличная от европейской школы. Для европейских художников того времени было характерно уделять равное внимание всему полотну: и фигурам и фону, изображаемым с помощью одного метода, вне зависимости от того, какую сюжетную нагрузку несет та или иная часть картины. Беллоуз же стремился всегда живописным решением акцентировать главное, выделить основной центр в картине, а остальное подчинить ему. Он обобщает форму широким плоским мазком, строит композицию на противопоставлении нескольких общих планов, часто применяет разделение на светлую и затененную части. Стремление к упорядоченному построению картины приводит Беллоуза около 1917 года к изучению теории «динамической симметрии» Джо Хэмбиджа — математической системы, определявшей отношения геометрических форм на плоскости картины. В результате увлечения этой теорией художник достигает более четкого, чем раньше, разделения между изображаемыми фигурами и фоном, ему удается создавать динамичные, остроэкспрессивные композиции, подобные картине «Демпси и Фирпо» (1924), изображающей боксеров на ринге.
Интересно сравнить эту работу с более ранней картиной Беллоуза «Ставьте у Шарки» (1909), написанной на аналогичный сюжет. В картине 1909 года фигуры боксеров и судьи переданы динамичным красочным пятном, быстрыми энергичными мазками намечены фигуры фона. Сцена пронизана эмоциональной напряженностью, она передает ощущение дикой ярости схватки, накала страстей. Картина обладает несомненными чертами критического реализма. В этом отношении «Демпси и Фирпо» уступает ей, это более рационалистическое полотно, художник как бы отстраняется от того, что он видит. Фигуры спортсменов трактованы гораздо более объемно, с применением светотеневой моделировки, четко выписана публика, окружающая ринг.
Надо отметить, что наряду с занятиями живописью Беллоуз много внимания уделял и графике, он строил свои листы на энергичных сочетаниях черного и белого, умел подметить несколько основных черточек в фигуре человека и придать ее изображению гротесковый, иронический характер. О социальной сатире Домье заставляет вспомнить литография Беллоуза «Благословение в Джорджии» (1916), изображающая на первом плане пастора, патетически обращающегося к арестантам в полосатой тюремной одежде, которые всем своим видом выказывают равнодушие и отвращение к проповеди. В период первой мировой войны Беллоуз выполнил ряд сатирических листов, наполненных антимилитаристским духом.
То, что создал художник за свою короткую жизнь, принадлежит к лучшим достижениям американского искусства начала нашего века.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.