Р. Кент (1882—1971)


Рокуэлл Кент — представитель реалистического искусства США, последовательный борец за мир. Он неоднократно бывал в Советском Союзе; в 1957 году, в день своего 75-летия, он был избран Президентом американского комитета американо-советской дружбы. Рокуэлл Кент родился в Тэрритауне — маленьком городке недалеко от Нью-Йорка. Его молодость пришлась на начало нашего столетия, ознаменовавшегося большими переменами в американском искусстве. На рубеже XIX и XX веков в живописи США господствовало салонно-академическое искусство. В борьбе с ним сформировалось творческое объединение художников, стремившихся к правдивому изображению жизни. Во главе этого объединения, названного по числу участников «Восьмеркой», стоял один из ярких представителей раннего американского реализма — Роберт Генри. Он учился не только в Америке, но и в Париже в Академии художеств и в так называемой академии Жюльена, был в курсе последних открытий французской живописи. Не стремясь к подражанию, Генри, вернувшись в Америку, обратился к художникам с призывом: «пишите жизнь, а не искусство». Выставка, устроенная в 1908 году в Нью-Йорке Р. Генри и «Восьмеркой», на которой они показывали свои реалистические картины, вызвала бурю негодования критики и публики. За безыскусность сюжетов и неприкрашенность изображения жизни их прозвали «школой мусорных ведер». В этой обстановке острой борьбы складывались художественные взгляды молодого Кента, который учился в мастерской Р. Генри. Независимую жизнь он начал с того, что уехал на остров Монхеган, находящийся на севере, у берегов штата Мэн. Несколько лет он прожил там, среди рыбаков, деля с ними труд и заботы. Желание оказаться вдали от цивилизации, наедине с суровой дикой природой — черта чисто американского характера, унаследованная, наверное, от первых переселенцев, осваивавших бескрайние просторы Америки.
«Труженики моря» называется одна из лучших картин, написанная Кентом в тот период. Противостояние человека и природы передано сочетанием масштабов — небольшой рыбацкой лодки на первом плане с огромным скалистым берегом, заслоняющим большую часть фона картины. Неприступность скал, суровость холодных волн, с которыми борется лодка, зеленовато-синее неласковое северное небо — все это передано художником скупо и убедительно, без ложной патетики, которая обычно сопутствовала воплощению подобных сюжетов в американской живописи. Живопись Кента не имела успеха в Америке, но художник не стремился сделать свое искусство угодным вкусу публики. Он зарабатывал на жизнь как график, проектировщик. Уход от цивилизованной жизни, путешествия, общение с природой все более обогащали духовный мир Кента, углубляли его уверенность в себе, в правильности выбранного нелегкого пути. В 1918 году, уже вместе с сыном, которому было тогда девять лет, Кент снова почти на целый год поселяется в суровых краях — на Лисьем острове, у берегов Аляски. Из своих путешествий художник привозит не только рисунки и картины, но и литературные произведения, полные философских размышлений о жизни, о судьбе человека. Художественное воображение часто уводило Кента в его литературном и отчасти изобразительном творчестве на путь создания символико-ассоциативных образов, то окутанных мистикой, то проникнутых экзальтацией. В дальнейшем, отказавшись от запутанности и изощренности вымышленных сюжетов, художник пришел к простоте и ясности. Каждая из его предельно ясных и лаконичных, «легко читаемых» картин несла в себе значительность содержания, была обобщенным образом поэтического восприятия природы и философских размышлений о ней.
Серия наиболее известных пейзажей Кента была создана им в результате поездок в Гренландию в 1929 и 1932 годах. Многие из этих картин хранятся в советских музеях. Пейзаж «Ноябрь в Северной Гренландии», принадлежащий Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, изображает берег моря, где можно видеть эскимосов и их жилища, и само море с плывущими льдинами. Композиция, как и в большинстве подобных картин Кента, статична, в ней господствуют горизонтали — узкая полоса берега на первом плане, затем полоса моря, затем — небо. Резкие остроугольные очертания ледяных глыб вносят в картину элемент драматизма. Тишина и спокойствие в этом залитом ровным холодным светом пейзаже оказываются обманчивыми, под маской безмолвия скрыта напряженная жизнь сурового края, где человек сталкивается с могучими и опасными силами стихии. Вера в торжество человека, в его силы и разум, пронизывающая живопись Кента, составляет ее гуманистический пафос. Многие из современных ему американских художников утратили эту веру, представители разных течений модернизма отказывались вообще от изображения человека и окружающего мира, их картины — свидетельство крушения идеалов, распада творческой личности.
Во второй половине творческого пути Кент много и плодотворно работает как график. Наиболее известные серии его рисунков к «Кандиду» Вольтера, «Моби Дику» Мелвилла, к «Листьям травы» Уитмена, к произведениям Гете, Шекспира, Пушкина. Графика — один из самых прогрессивных видов искусства XX века, и листы Кента можно поставить в один ряд с работами Мазереля, Мендеса, Ганса Эрни.
В литографии «Вершина» (1928) художник с поистине скульптурной пластичностью вылепил фигуру юноши, взобравшегося на скалу. Образ молодого человека выражает ощущение достигнутой победы, веры в себя. Кент создавал и политические произведения: плакаты в защиту республиканской Испании, сатирические рисунки, разоблачающие германский фашизм. Художник прожил долгую жизнь, она отражена в написанной и иллюстрированной им автобиографической повести «Это я, господи!»— в этой книге раскрываются сразу три таланта, которыми обладал художник: талант рисовать, талант писать и главное — талант жить. Это духовное богатство и цельность личности Рокуэлла Кента делают его одним из важнейших представителей прогрессивного искусства XX века.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.