М. Б. Греков (1882—1934)


Все творчество Митрофана Борисовича Грекова — свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.
Лихие всадники, стремительно несущиеся по степям Донского края с его неоглядными просторами, пулеметные тачанки, играющие марш трубачи — все это оживает на полотнах Грекова. И не только потому, что сам он родом из казацкой семьи, уроженец хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но и потому, что он сам был участником военных походов и кровавых боев с деникинской армией на юге России.
Первые впечатления армейской жизни он получил еще раньше. В течение трех лет, с самого начала первой мировой войны, в составе 19-й казачьей сотни Греков пробыл на германском фронте. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен.
Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии: «...События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин...»
Художественное образование Греков получил сначала в Одесском художественном училище (1898— 1903), а затем в стенах петербургской Академии художеств (1903— 1911). Его учителями были сначала И. Е. Репин, а потом Ф. А. Рубо, автор Севастопольской панорамы, профессор батальной живописи, выделявший Грекова в числе лучших учеников. Он привлекал молодого художника, в частности, к реставрации своих панорам. У своих учителей Греков воспринял методы и принципы реалистической живописи, которым остался верен до конца жизни.
Уже его первые полотна 1919 и 20-х годов, над которыми он начал работать в белогвардейском тылу в Новочеркасске, были посвящены борьбе революционного народа. Об этом можно судить даже по их названиям: «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами», «Зимний поход Первой Конной», «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск». Это по большей части многофигурные композиции. Действие в этих полотнах показано в самых напряженных моментах: то это исполненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников; то уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город; то растянувшаяся бесконечной лентой на снежном поле красная конница.
Эти сцены, запечатленные свидетелем событий, сохранили для будущего подлинную атмосферу той героической эпохи, в них все просто, даже буднично, но в этой простоте, лишенной какого бы то ни было ложного пафоса, ощущается главное — достоверность и правда. Эти выхваченные из жизни, почти документальные, полотна легли в основу всего того, что создано Грековым в последующие полтора десятилетия, когда образы гражданской войны приобретают в его живописи более обобщенное, символическое звучание.
Вот летит в яростном движении прямо на зрителя конармейская тачанка, с алой лентой в узде коренника («Тачанка»). Ничто не может остановить ее стремительного полета, кажется, что кони рассекают густой знойный воздух жаркого дня, земля клубится под копытами. Конный вихрь залит ярким солнечным светом, золотом отливают стерня и копенки сжатого хлеба на переднем плане, а позади, в небе, стоит иссиня-черная грозовая туча. В этом романтически приподнятом образе угадана не знающая ни препятствий, ни преград победная стихия революции.
Подобная трактовка тем гражданской войны звучит и во многих других полотнах художника — таких как «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной Армии».
Жизнь Грекова безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги «талантливого живописца гражданской войны», был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М. Б. Грекова. Из нее выросла широко известная Студия военных художников имени М. Б. Грекова, в которой и по сей день формируются и совершенствуются художники-баталисты, авторы многих полотен и панорамных композиций.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.