Ван Хой (1632—1717)


Яркое и самобытное творчество Ван Хоя формировалось в очень сложный период истории китайской культуры. Власть иноземной маньчжурской династии Цин в Китае, установленной в 1644 году, вызвала естественное стремление у лучших людей того времени превратить искусство в активное орудие защиты собственных китайских традиций как знака внутренней независимости интеллигенции от гнета оккупантов. Характер искусства Ван Хоя — одного из так называемых «четырех Ванов», или, по другой классификации, одного из шести великих мастеров цинского времени, предопределен во многом этой острой политической ситуацией. Мастер меньше ищет новое, чем стремится сохранить и претворить классические традиции; он осознает себя лишь учеником известного пейзажиста Ван Шиминя (1592—1680).
Несколько поколений предков Ван Хоя были художниками. С детства одаренный мальчик воспитывался среди людей высокого художественного вкуса и среди прекрасных произведений искусства. Но подлинным мастерством Ван Хой овладел под руководством Ван Шиминя, с которым его связывала дружба в течение почти двадцати лет, вплоть до кончины учителя.
Китайские художники и теоретики искусства во второй половине XVII века стремились сформулировать основные принципы национальной живописи как эстетического феномена и определить самое ценное в классическом наследии. Созданная коллективом авторов подлинная энциклопедия сведений о живописи «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно выполнила эту важную миссию.
Ван Хой и его единомышленники своим искусством оживляли непреходящие традиции прекрасных художников периода Тан (VII— IX вв.), но особое пристрастие они питали к живописи периода монгольской династии Юань (XIII— XIV вв.), то есть к искусству тех, кто, подобно им самим, творил в условиях иноземного владычества. Ван Хой был по преимуществу пейзажистом, мастером монументального и камерного пейзажа. Он виртуозно владел всем многообразием живописных приемов — от выразительности каждой линии до фактурного богатства цветового пятна. Живописные свитки, хранящиеся во Фрир Галлери в Вашингтоне, альбомные листы из Музея Гимэ в Париже дают яркое представление о творческой манере Ван Хоя, тяготеющего к острой графической и цветовой построенности пейзажа.
Подобно прославленному юаньскому мастеру Ван Мэну, Ван Хой, когда пишет пейзаж, словно бы воспроизводит минералогическую структуру камня, биологический процесс роста дерева («Пейзаж», фрагмент свитка). Эклектизм, механическое сочетание разностильных элементов, господствовал в этот период в официальной академической школе. И только небольшая группа художников, и среди них Ван Хой, защищала принципы живого и творческого освоения классического наследия как опору собственного живописного стиля.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"