Ш. Холлоши (1857—1918)


Роль Шимона Холлоши — одного из известнейших венгерских художников — в развитии национального искусства его родины очень значительна. Однако обстоятельства сложились так, что по оставшемуся от него творческому наследию ныне трудно по справедливости оценить то, что им сделано. Наследие Холлоши вообще сравнительно невелико. Его педагогическая деятельность, начавшаяся сразу после получения им образования и продолжавшаяся всю жизнь художника, оставляла ему мало времени для личного творчества. Широкая известность Холлоши до сих пор зиждется, собственно, на одной, очень ранней его картине. Самый значительный и глубокий его труд — монументальное полотно «Марш Ракоци»— остался незаконченным. Большая часть его произведений рассеяна по частным собраниям Венгрии и Америки. Многие работы художника являются как бы вехами, указывающими направление творческих поисков, увлекавших его все новых и все более сложных художественных задач.
И все же эта фигура, стоящая на рубеже двух веков, вызывает удивление своей впечатляющей силой. Холлоши — талантливый живописец, одаренный педагог, темпераментный, беспокойный, ищущий художник, увлекший за собой целое поколение в искусстве своей страны на путь искренности и правды.
Родился Холлоши в Марамароше (ныне Марамуреш, Румынская Народная Республика), учился в Будапеште, в Школе натурного рисунка, затем в Мюнхенской Академии художеств (1878— 1882). Учителями его были Л. Габль и О. Зейтц, последователи главы немецкого академизма Карла Пилоти, в свое время непререкаемого законодателя исторической живописи для всей Западной Европы, «баварского Делароша». Каждый из них внес нечто в формирование творческой личности Холлоши: Габль своим интересом к мотивам национально-освободительной борьбы, Зейтц — увлечением небольшими жанрами в духе «малых голландцев», разработкой проблем световоздушной среды в интерьере. Но главными учителями были великие мастера прошлого (Гольбейн, Леонардо, Рембрандт) и такие современные мастера, как Э. Мане, В. Лейбль и особенно Ж. Бастьен-Лепаж, который увлек тогда очень многих своими живописными исканиями и поэзией правды, уважением к человеку труда.
По-видимому, не от школы, вполне академической, как и не от семьи, вполне буржуазной, досталась Холлоши социальная чуткость, присущая ему как художнику, и в этом угадывается верность духу 1848 года и национальному самосознанию венгров, подавлявшемуся габсбургской монархией, чувствуется дыхание приближающихся новых социальных потрясений.
Холлоши начал с бытового жанра и начал блестяще. Одна из первых его картин по окончании Академии — «Чистка кукурузы» (1885) привлекла к нему всеобщее внимание в Мюнхене и Будапеште. Ни в одной другой работе художника нет такого полного воплощения замысла, такого равновесия нескольких разных сторон его творческой личности: кровного интереса к национальной теме, к быту и людям деревни и стремления к обновлению живописного языка. Характерная сценка деревенских посиделок искрится полнотой жизни, непосредственностью и весельем, пленяет красотой живописи.
Этот успех, подкрепленный в следующие годы целой серией бытовых картин, продолживших линию искреннего и поэтического реализма («Добрый тост», «Между двух огней», «В корчме», «Веселящаяся компания» и др.), позволил Холлоши в 1886 году открыть частную художественную студию, которая вскоре стала своеобразным центром притяжения для многих прогрессивных художников и учащейся молодежи, неудовлетворенных официальным академическим искусством.
Так было положено начало второй важнейшей стороне деятельности Холлоши — его огромному педагогическому труду, продолжавшемуся до конца жизни. Помимо венгров, которые, естественно, составили большинство, в его студии учились немцы, поляки, швейцарцы и большое количество русских (более 80). Достаточно перечислить лишь некоторые имена, чтобы понять, чем русское искусство обязано Холлоши: А. Акопян, О. Браз, М. Добужинский, К. Зефиров, К. Истомин, А. Кравченко, Г. Нарбут, Б. Терновец, А. Тихомиров, В. Фаворский и многие, многие другие прошли через его студию, усовершенствовав свое мастерство, обогатившись от соприкосновения с духовным миром учителя.
Собственное творчество, педагогический талант, сама личность художника, оригинальная и яркая, его мысли и высказывания об искусстве сплотили вокруг Холлоши большую группу единомышленников, в среде которых возникла идея перенести деятельность студии в Венгрию, на родную почву. 1896 год, когда студия обосновалась в живописном шахтерском местечке Надьбанья, стал важной вехой для венгерского искусства с его особой судьбой, вынуждавшей большую часть венгерских художников XIX века десятилетиями учиться, работать и преподавать за пределами своей страны.
Студия в Надьбанье, вскоре превратившаяся в колонию художников, стала одним из первых национальных центров художественной жизни Венгрии прошлого века и сыграла большую роль в формировании ее культуры. И хотя Холлоши через несколько лет разошелся со своими сподвижниками и покинул Надьбанью (1902), эти годы совместной работы были плодотворны и для него и для его окружения. Они помогли формированию ряда талантливых художников, оставивших яркий след в венгерском искусстве — И. Рети, Я. Торма, К. Ференци, Б. Иваньи-Грюнвальда и др.
Творчество самого Холлоши к середине 90-х годов сильно меняется. Кончается период жизнерадостных, полных молодого веселья жанровых картин, взгляд художника углубляется, становится проницательнее, серьезнее, в его искусстве начинают звучать тревожные и грустные ноты (картина «Невзгоды родины», 1893,). К тому же времени относится начало работы над самым капитальным замыслом художника — исторической картиной «Марш Ракоци», посвященной антигабсбургскому восстанию венгров на рубеже XVII— XVIII веков под водительством национального героя Ференци Ракоци. Художник решал тему в эпическом плане, стремясь создать обобщенный образ восставшего народа — крестьян, марширующих под звуки древнего национального марша «куруцев». Незамкнутая, открытая композиция, мощная живопись, стихия света, пронизывающего форму, разнообразие и богатство народных типов, населяющих картину, обещали произведение сильное, правдивое, исполненное монументальности и трагизма. Художник трудился над ним более 20 лет (последние свои мазки он сделал именно в этой картине), создал большое количество подготовительных работ, но полотно осталось незаконченным и местонахождение его сейчас неизвестно. Остались лишь связанные с ним этюды, эскизы, наброски, которые позволяют судить о масштабе творческих исканий Холлоши и обновлении его живописной манеры. Новые тенденции сказываются и в монохромных иллюстрациях Холлоши к поэтическому сборнику Йозефа Киша, особенно к стихотворению «Огни»— символический и в то же время реальный образ революционной толпы со знаменем восстания, в вихре метели очень близок по композиции, настроению и характеру типов к картине «Марш Ракоци».
Небольшая живописная композиция — иллюстрация к поэме Ш. Петефи «Апостол» (1903) —самая трагическая вещь Холлоши. Образ бунтаря, кончающего жизнь на плахе, обстановка жестокой нужды, самоотречения и готовности к подвигу переданы с большой силой и выразительностью драматическими контрастами света и мрака, неустойчивостью композиции, подчеркнутой деформацией фигур, сливающихся с густыми тенями, в манере, близкой к экспрессионизму.
В годы после Надьбаньи, которые Холлоши со своими новыми учениками проводил зимой в Мюнхене, а летом в прикарпатских деревушках (Дьялу, Вайдахуньяд, Тёче-Тячево), он с азартом отдался пейзажу и запечатлел образ венгерской природы со страстной, напряженной эмоциональностью. Эта живопись, созданная под открытым небом, пронизана светом, полна мощи и широты. В ней Холлоши ближе всего подошел к импрессионизму по богатству рефлексов и тональных отношений, сохранив, однако, материальность объемов, а порой и локальность цвета.
К самым последним годам жизни Холлоши относятся два варианта его автопортрета (1916—1917). Образ уже больного художника в его мастерской в Мюнхене полон значительности и скорбных раздумий.
Умер Холлоши в селении Тёче-Тячево, недалеко от места, где родился.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.