Э. Домановски (Род. 1907 г.)


Если проследить шаг за шагом жизненный и творческий путь известного венгерского живописца Эндре Домановского, вдуматься в его творческое становление, то можно ясно увидеть логику его превращения из мастера салонной живописи в художника глубоко социального, главу монументальной школы живописи социалистической Венгрии.
Домановски родился в Будапеште. Девятнадцати лет он поступил в Будапештскую Академию художеств, где учился у мастера академического рисунка Оскара Глотца. В 1928 году в качестве стипендиата Академии Домановски едет в Рим, а по возвращении на родину, в 1929 году, еще не закончившему обучение художнику была предоставлена возможность устроить персональную выставку. Лучшей вещью на выставке была признана картина на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». В 1930 году молодой художник с отличием оканчивает Академию по классу монументальной живописи. Его станковые произведения этой поры, например идиллические сцены «На берегу моря> и «Священная роща> (обе 1935 года), — населены музицирующими и танцующими фигурами, обнаженными или одетыми в легкие одежды. Тонкий абрис деревьев как бы вторит этим напевным, не лишенным обаяния, полным воздуха и движения сказочным видениям. Даже обращаясь к жизненным мотивам, к традиционным сценам из народной жизни («Ткачиха», «Девочка с теленком» — обе 1935 года), художник рисует такие же бесплотные фигуры в ирреальном пространстве. В его гобеленах, для которых он начал создавать эскизы в технике пастели, еще более усиливаются эти черты («Данаиды», 1936). Натюрморты художника, построенные на напряженных контрастах света и тени, тоже лишь приблизительно соотнесены с реальным предметным миром.
Перелом в творчестве Домановского произошел резко. В картине «Больная старуха» (1941) краски сгущены, облик старой страдающей женщины, измученные лица людей, стоящих у ее изголовья переданы с такой поразительной силой, что сразу вспоминаются образы, созданные целой плеядой «крестьянских» художников Венгрии (во главе с Яношем Тормой и Дьюлой Руднаи). Кажется невероятным, но у молодого, отрешенного от будничных тем художника здесь ярко проявилась связь с исконными интересами национальной школы живописи. Вскоре за этим последовала серия натюрмортов — весомых, объемных, значительных. Лучший из них — «Натюрморт с корзиной» (1943) — написан пастозно, крепко, но в традициях сезанновских полотен.
1945 год — год провозглашения Венгерской Народной Республики — явился началом важного этапа и в творческой биографии художника. Домановски назначен директором Будапештской Академии художеств. Он воспитывает молодых художников и сам постоянно совершенствуется в своем мастерстве. Работы конца 40-х годов свидетельствуют о размахе его монументальной живописи. В произведениях Домановского прославляются изменившаяся жизнь страны и ее люди, увлеченные созиданием. В 1949 году художник исполняет большой гобелен «Отдыхающие шахтеры». Лаконизм цветового и композиционного решения заставляет ощутить монументальную значимость произведения, задуманного художником как своеобразный памятник шахтерскому труду.
В том же 1949 году Домановски пишет станковую картину «Художественная школа для рабочих», в которой точно уловлен особый настрой приобщения к творчеству. В 1954 году правительство Народной Венгрии приняло постановление об ассигновании двух процентов общественных капиталовложений на украшение новых строек. Это послужило толчком для развития венгерского монументального искусства. Для молодого города металлургов Дунайвароша Домановски создает величественную фреску (фрагмент), украшающую главный вход Металлургического комбината (1955, высота 3 м, длина 17 м). Ритмическое панно, изображающее этапы труда и отдыха металлургов, раскрывает тему союза рабочих с тружениками села. Фреска выполнена в радужных, мажорных тонах, трудовые будни переданы как великий праздник.
Те же черты праздничной приподнятости присущи и картине «Доменщики» (1954), создание которой предшествовало обширной росписи в Дунайвароше. Но уже и здесь сильные фигуры рабочих воспринимаются как символ свободного труда.
В 50-е годы Домановски вновь обращается к гобелену. Им выполнены серии гобеленов с изображением рыбаков (1956), ткачих (1962—1963). Здесь художник по-новому трактовал традиционный образ, создав изображение современной работницы на фоне гигантских ткацких станков.
В 1958 году Домановски украшает Венгерский павильон на Международной выставке в Брюсселе, в 1961 году создает грандиозное сграффито для вокзала в городе Дебрецен, в 1967— 1969 годах — гобелен для Совещательного зала технического института в Мишкольце. Наконец в эти же годы им подготовлен грандиозный картон для мозаичного панно, предназначенного для Сельскохозяйственной академии, позднее осуществленный в материале.
Работая над монументальными панно и гобеленами, Домановски создает и станковые произведения. Он участник всех отечественных и многих зарубежных выставок, на которых его работы неоднократно удостаивались премий.
В своих произведениях художник отразил социальные преобразования в Венгерской Народной Республике, создал эпически-обобщенные образы рабочих, крестьян и ученых. В работах, исполненных на протяжении последних двух десятилетий, ярко проявились лучшие черты его творчества: свобода и непринужденность композиционных решений, монументальная простота, эмоциональная выразительность сдержанной, но богатой оттенками, тонко разработанной цветовой гаммы.
Домановски награжден двумя высшими премиями, которыми удостаиваются деятели культуры и искусства Венгерской Народной Республики,— премией Кошута и премией Мункачи.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.