В. Ламмерт (1892—1957)


С самого начала своей творческой деятельности Ламмерт больше всего хотел заниматься монументальной скульптурой. 'Таковы были склад его пластического мышления, талант, образование. Однако судьба его произведений и личная судьба художника оказались в трагической зависимости от того, как сложилась история его родины — Германии — в первой половине XX века.
Родился Билль Ламмерт в Вестфалии, в Хагене. Еще подростком он начал изучать художественную обработку дерева и камня (1906—1910), затем переехал в Гамбург, где поступил в художественно-промышленную школу. Там преподавал Рихард Лукш, один из признанных мастеров модного тогда «югендстиля», оказавший на Ламмерта большое влияние, В 1912 году Ламмерт попадает в Париж, знакомится с А. Архипенко и увлекается кубистической скульптурой («Портрет танцовщицы Рут Тоби», 1919).
Начало первой мировой войны вынудило художника стать солдатом. Получив тяжелое ранение на фронте, Ламмерт демобилизовался и уехал в Рур. Здесь он стал изучать керамику в специальной школе в Кобленце. К этому периоду относятся наиболее интересные и плодотворные поиски, предпринятые им в области станковой и монументально-декоративной пластики. В 1924 году Ламмерт построил в Эссене керамическую мастерскую, где под его руководством молодые скульпторы занялись экспериментами, изучая пластические свойства керамики с целью применения керамической скульптуры в архитектуре. В 1925—1928 годах художник исполняет скульптурный декор крематория на эссенском Юго-западном кладбище. Самой значительной работой Ламмерта 1920-х — начала 1930-х годов надо считать фигуру Матери-Земли на главном фасаде крематория, исполненную из керамики (высотой около 5 м). В композиции подчеркнуто горизонтальное и вертикальное членение, ритмически связывающее скульптуру с архитектурой здания. Из керамики Ламмерт исполнял и станковую скульптуру («Голова женщины», 1922).
Скульптор много работал как портретист, тяготея и в этой области к созданию монументально-обобщенных образов. Таков, например, портрет Карла Эрнста Остхауза (бронза, 1930).
Художники и архитекторы собирались вечерами в эссенской мастерской Ламмерта. Молодежь не только спорила о синтезе в монументальном искусстве, велись и политические разговоры весьма прогрессивного толка. С того момента, как власть в Германии захватили фашисты, жить и работать Ламмерту становилось все труднее. В 1931 году художник уехал в Италию, там он прожил целый год. В 1932 году Ламмерт стал коммунистом. В Германии с его произведениями фашисты расправились беспощадно, из музеев работы Ламмерта были выброшены, его искусство объявили «вырожденческим». Впоследствии, в сороковых годах, среди руин, в которые обратились города Рура и Вестфалии, погибли и монументально-декоративные скульптуры художника.
Почти двадцать лет Ламмерт вынужден был прожить в эмиграции. В 1934 году он приехал в Москву. В Советском Союзе художник занимался главным образом портретной скульптурой (бюсты Маркса и Энгельса, Эрнста Тельмана), а также делал фигуры для фонтанов и композиции для массового тиражирования на спортивные темы. В 1940 году Ламмерт получил возможность вернуться к монументальной скульптуре — ему заказали памятник 26-ти бакинским комиссарам для Красноводска. Однако работа была свернута из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Ламмерт прожил военные годы в Казани, работал над портретами русских актеров (В. И. Качалова, К. С. Станиславского). В конце 1951 года скульптор возвратился на родину. Он стал членом Немецкой академии искусств, исполнил ряд портретов.
Новую попытку вернуться к развитию своих пластических идей в монументальной форме Ламмерт сделал, когда стал работать над памятником жертвам фашизма для бывшего женского концентрационного лагеря Равенсбрюк. Он хотел выразить в памятнике гуманистическую идею человеческой солидарности. Только на свою сплоченность могли опереться жертвы фашистского режима, обреченные на безмерные страдания и гибель. Скульптура «Несущая», изображающая фигуру изможденной, но не сломленной узницы, которая держит на руках тело другой, обессилевшей заключенной, наиболее полно выражает эту идею. И хотя Ламмерт умер, не успев реализовать то, что он задумал, три небольшие скульптуры для памятника были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в Равенсбрюке.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"