С. Ноаковский (1867—1928)


Среди мастеров изобразительного искусства Станислав Ноаковский занимает уникальное место. Архитектор по образованию, он не построил и не спроектировал ни одного здания, кроме маленькой часовни-усыпальницы, но исполнил огромное количество рисунков, посвященных архитектуре. Это не были зарисовки реально существующих сооружений или архитектурные фантазии — жанр, получивший столь широкое распространение в творчестве мастеров XVIII века: Пиранези, Юбера Робера, Гварди и других. Ноаковского можно было бы назвать «поэтом архитектуры» — на его рисунках и акварелях представлены здания и интерьеры, полно и емко выражающие тот или иной архитектурный стиль со всеми его реалиями и историческими наслоениями.
Уроженец небольшого польского городка Нешава, Ноаковский провел свое детство и юность в маленьких провинциальных городках Польши — сих готическими и барочными костелами, часовнями, домишками и хатами. Большое художественное дарование юноши приводит его в Петербург, где он поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Получив в 1894 году большую золотую медаль за проект императорских конюшен и стипендию для пребывания за границей, Ноаковский в 1895—1897 годах путешествует по Италии, Франции, Швейцарии, Германии, изучая музеи, памятники старины, приобретая блестящее и полное знание эпох и стилей в архитектуре и искусстве.
По возвращении в Петербург молодой художник деятельно посещает собрания дягилевского кружка. Эстетические установки будущих деятелей «Мира искусства» близки Ноаковскому, особенный отклик находит в нем их пассеистически окрашенное восприятие архитектурных пейзажей. В 1903—1904 годах Ноаковский впервые выступает на выставках со своими рисунками старинной русской и польской архитектуры. Выполненные тушью или сепией, они подкупают зрителя широкой эскизной манерой, сдержанностью серо-черных переходов, большой культурой и проникновением в «аромат эпохи». Ноаковский обладал каким-то поразительным чутьем органического роста архитектуры — сооружения на его рисунках несут отпечаток своей истории, отпечаток своей жизни во времени. Его многочисленные графические серии, посвященные разнообразным стилям и временам («Россия сказочно цветная», 1905—1915; «Фантастическая Италия», 1909; «Мосты», 1912 и др.), впечатляют глубоким и тонким знанием архитектурных мотивов, убедительностью деталей, верно переданным духом того или иного стиля. Детища памяти и фантазии, рисунки графика-архитектора кажутся, чуть ли не более реальными и правдивыми, нежели действительно существующие здания — так вымышленные характеры и образы, созданные великими романистами, поражают своей необыкновенной жизненностью и выразительностью.
Наряду с интенсивной художественной деятельностью Ноаковский ведет большую преподавательскую и лекторскую работу. С 1899 года и до конца пребывания в России художник читает историю архитектуры в Строгановском училище, выступает с публичными лекциями. Ноаковский был совершенно уникальным лектором — по ходу повествования он воспроизводил перед слушателями в беглых и точных рисунках мелом историческую эволюцию архитектурных стилей, их наиболее характерные признаки и детали. Лишь небольшое количество этих блестящих импровизаций запечатлено на фотографической пленке. К ним относится и рисунок «Фантазия на тему Венеции. II», в котором можно распознать и знакомый облик Дворца дожей, и собор святого Марка — и вдруг живо почувствовать дух Востока в архитектуре этого прекрасного итальянского города. Во время первой мировой войны, получая известия об огромных разрушениях на территории Польши, Ноаковский создает грандиозную сюиту «Лицо Польши», включающую около 600 рисунков тушью и сепией,— ностальгические воспоминания об архитектуре маленьких провинциальных городков Польши, интерьерах небогатых домов обывателей.
В 1918 году Ноаковский переезжает в Варшаву. Художник преподает в Политехническом институте на архитектурном отделении. Прогрессирующая болезнь глаз заставляет его приостановить педагогическую деятельность, но даже в самые трудные времена, под угрозой полной потери зрения, художник создает свои рисунки. Восхищение архитектурным творчеством человечества вызывает цикл поэм в прозе, написанных Ноаковским в 1923— 1925 годах и названных «Вместо рисунков».
Воплотивший в своих архитектурных рисунках типические, но никогда не существовавшие постройки разных эпох и стилей, Ноаковский принадлежит истории искусства и польского, и русского народа.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"