А. Дюрер (1471 — 1528)


Самое раннее известное нам произведение Дюрера — графический автопортрет, исполненный им в возрасте тринадцати лет. Рисунок этот, отличающийся жесткостью графической манеры и почти магической подчиненностью художника натуре, глубоко связан с традициями поздней готики. Если сравнить этот автопортрет с одной из последних работ Дюрера — картиной «Четыре апостола» (диптих, 1526), то прежде всего поражает великий путь, который прошел художник от слепого копирования натуры до философско-религиозных и морально-этических обобщений.
Путь Дюрера в искусстве был сложен и противоречив, как и эпоха, в которую жил художник. Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. С детства художник хорошо усвоил развитые в готическую эпоху принципы религиозного искусства. Дух готики навсегда остался близок Дюреру, на этой основе формировалась его индивидуальность. Учился Дюрер у М. Вольгемута и вскоре стал одним из первых художников Нюрнберга. Родной город Дюрера переживал пору всестороннего расцвета. Находясь на стыке торговых путей из Нидерландов и Италии, Нюрнберг был прочно связан с этими странами культурными узами. Из Италии в числе прочих товаров сюда попадали и произведения художников итальянского Возрождения, книги, печатавшиеся в Италии (в том числе латинская и греческая классика). В Нюрнберге возник кружок ученых-гуманистов во главе с близким другом Дюрера — Вилибальдом Пиркгеймером. Живя в Нюрнберге, Дюрер оказался в центре культурных, религиозных и политических событий страны. По своей натуре он был чуток ко всем проявлениям общественной жизни, его гений формировался в тесной связи с этой жизнью.
Переломным моментом в биографии художника стало его знакомство с Италией во время путешествий в 1490—1494 и, в особенности, в 1505—1507 годах. Во время второго путешествия Дюрер был уже зрелым мастером — ему исполнилось двадцать семь лет. В итальянских мастерах он увидел свой идеал художника-ученого. Высокообразованные люди, знающие древние языки и сведущие в науках, художники здесь занимали одно из самых значительных мест в обществе. Дюрер восхищался ими, всячески стремился им подражать. Он изучал античную древность и современное ему итальянское искусство и достиг в этом большихуспехов. Его творчество вызывало в Италии большой интерес, и даже восхищение.
Дюрер долго оттягивал свое возвращение домой. Он писал из Венеции: «О, как мне будет холодно без солнца, здесь я господин, дома бездельник...» В этой фразе выразилась вся горечь предстоящего расставания с благодатной страной, с колыбелью великого искусства, предчувствие неизбежных противоречий и сложностей, ожидающих художника на родине. С такими настроениями Дюрер вернулся в Нюрнберг. Здесь он немедленно погрузился в напряженную атмосферу религиозной и социальной борьбы между различными слоями общества. Назревала Крестьянская война (1525). В это время художник еще теснее сблизился с кругом В. Пиркгеймера, постоянно встречался с видными деятелями реформаторского движения. И все же, прежде всего Дюрер стремился воплотить в искусстве то, чему он научился в Италии. Он взялся за тщательное изучение натуры и одновременно решал широкие художественные проблемы. Одно из самых значительных произведений этого периода — монументальная картина «Поклонение Троице» (1511)—дает ясное представление о том, на чем сосредоточились интересы Дюрера этого времени. Помимо идейных аспектов, большое значение имела для художника попытка по-новому трактовать пространство, движение, композицию. Все это делалось под явным итальянским влиянием.
Последние полтора десятилетия жизни Дюрера прочно связаны с гуманистическими кругами немецкого общества, что наложило определенный отпечаток на личность художника. Он увлекся литературно-поэтическим творчеством: писал религиозные стихи и даже эпиграммы, переводил на немецкий язык латинские церковные гимны. Его искусство приобрело оттенок учености. Дюрер стал широко использовать аллегорию, сложную, подчас тайную, символику. Одно из таких произведений — так называемая «Триумфальная арка императора Максимилиана». Эта огромная гравюра (3,5 X 3 м) печаталась с 92-х досок. Она восхваляет жизнь и деятельность императора. Тут можно увидеть родословную Максимилиана и портреты его предшественников, 24 исторических сцены (войны и дипломатические события), 102 герба подчиненных императору земель, различные декоративные и аллегорические элементы.
В это время философски настроенный Дюрер очень часто обращается к портрету. Он пишет сильных волевых людей, способных к борьбе и действию, и в то же время трезвых и порой утонченных мыслителей (портреты Меланхтона, Эразма Роттердамского, Вилибальда Пиркгеймера и других). Среди героев Дюрера — горячо любимый им Лютер (известно несколько портретов работы Дюрера). Хотя художник не был лично знаком с основоположником движения Реформации, он читал все его книги, был увлечен страстной исповедью проповедника и считал себя его ярым приверженцем. В портреты, изображающие людей, близких Дюреру по духу, художник вложил всю глубину своего чувства, всю силу мастерства. И в каждом из портретов— частица души самого мастера, непримиримого духовного борца, до конца своей жизни сохранившего верность идеям Реформации.
Будучи не только продолжателем старых традиций, но и новатором, Дюрер поставил графическое искусство на недосягаемую высоту. Твердость руки, отточенность и красота четкой линии, богатство штриха, тонко продуманные контрасты света и тени характеризуют рисунки художника. Но более всего он прославился в гравюре. В связи с распространением печатных книг особое развитие получила гравюра. Ее использовали в многочисленных листовках и прокламациях религиозного содержания, в печатных изданиях. Но всегда гравюра была утилитарной, поясняла содержание. И только Дюрер придал ей самостоятельное художественное значение, разработал ее художественные принципы. Его техника разнообразна: сухая игла, гравюра на меди и ксилография (гравюра на дереве). И в каждой технике Дюрер находит свои особые средства • выразительности. Широко известны его серии гравюр из жизни Христа («Большие страсти», «Малые страсти»). Самая известная серия Дюрера — «Апокалипсис» (1498), состоящая из пятнадцати досок. Работа над «Апокалипсисом» была для художника не простым иллюстрированием евангельского текста. Это полные трагизма, мистических настроений и противоречивых эмоций раздумья художника над современностью. «Апокалипсис» в трактовке Дюрера — страстный социальный документ эпохи.
Альбрехт Дюрер был гениальным представителем гуманистической ренессансной культуры. В центре его художественного мировоззрения всегда стоял человек с полным сложностей и противоречий духовным миром. И художник воплотил в своем искусстве этот мир во всей его реальности.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"