Общество Станковистов (1925—1932)


В 1924 году в Москве, на Тверской, напротив нынешнего музея Революции можно было посмотреть необычную выставку. В основном участниками ее были недавние выпускники и студенты Вхутемаса. Называлась она Первой дискуссионной выставкой объединения революционного искусства. Она и в самом деле породила страстную дискуссию в печати. Но и на выставке зрители попадали как бы во внутреннюю атмосферу дискуссии. Арматура, проекты одежды, оформления книги, лабораторные разработки и изыскания, схемы, графики, чертежи, а рядом рисунки, акварели, картины.
Делать ли только вещи, реально необходимые в жизни, или еще можно писать картины? Могут ли подобные произведения искусства пригодиться современности? Эти вопросы решались художественной молодежью по-разному. И вот в следующем 1925 году молодые мастера, верившие в возможность создания современной картины, объединились в Общество станковистов (ОСТ). К ним присоединился и учитель многих из них, один из крупных организаторов художественной жизни послереволюционной поры и тонкий живописец Д. П. Ште-ренберг. Как водится, новая группа выступила со своим манифестом, острым, «ершистым». Ее общим лозунгом стало: «Современной теме — современную форму». Остовцы спорили с теми, кто заявлял об исчерпанности возможностей станковой живописи, ее ненужности пролетариату, строящему новое общество. Но остовцы спорили и с теми, кто отвергал достижения художественной культуры революционной поры, предлагая возвратиться к той живописи, какая была уже полвека назад. Лицо всех остовских выставок в первую очередь определяли картины на' современные темы.
ОСТ был как бы собранием контрастных индивидуальностей. С одной стороны, очень своеобычные, эмоциональные живописцы А. Лабас, А. Тышлер, Д. Штеренберг, А. Гончаров, П. Вильямс. С другой — художники более графического склада, такие, как А. Дейнека, Е. Зернова, Ю. Пименов, тяготевшие к монументальным образным решениям. На выставках ОСТа впервые были показаны картины «На стройке новых цехов» и «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, воздействовавшие лаконично, как плакат, и мощно, как монументальное панно. Здесь впервые привлек к себе внимание неуемный фантаст и прирожденный лирик А. Тышлер. От выставки к выставке «шлифовался» талант А. Лабаса, художника редкой эмоциональности. Его серия «Октябрьская революция» занимает видное место среди работ историко-революционного жанра. «Аниська» и «Агитатор» Д. Штеренберга. картины о спортсменах Ю. Пименова, «Я очень люблю жизнь» С. Лучишкина, «Восстание» А. Козлова... Без остовских картин история советской живописи выглядела бы значительно обедненной. В них есть дух времени, пафос строительства, молодости, спорта, агитации за новое, вера в скорое крушение отжившего и глубокая поэзия. Остовцы часто выступали в роли агитаторов, но их лучшие картины оставались подлинными произведениями искусства, впитавшими в себя высокую живописную культуру предшественников.
Каждый из художников, входивших в ОСТ, обладал своим взглядом на мир, своей системой пластических приемов, но их объединяло активное, творческое отношение к жизни, мажорное, в известном смысле романтическое восприятие ее.
Остовцы много и охотно работали в журнальной графике, оформляли книги для взрослых и детей. Чувство декоративности формы, привычка мыслить остро, броско, но и аналитически помогли П. Вильямсу, Н. Шифрину, А. Тышлеру стать выдающимися художниками театра.
Критика отмечала и недостатки работ ряда участников остовских выставок: влияние стилистики немецкого экспрессионизма, порой увлечение техницизмом и механистичность монтажа разных мотивов в пределах одного произведения. Но это все были неизбежные издержки, вовсе не определявшие направления работы ОСТа, не ставящие под сомнение ее непреходящую ценность...
В 1931 году произошел раскол ОСТа и часть художников организовалась в Изобригаду. В апреле 1932 года было принято постановление ЦК о ликвидации художественных группировок. Было распущено и Общество станковистов. Новой формой организации творческой жизни стал единый Союз советских художников.
Большинство бывших остовцев продолжало чрезвычайно успешно работать и в последующее время. Особый интерес к наследию этого круга мастеров пробудился в конце 1950-х годов, когда многие молодые художники вернулись к творческому освоению наследия ОСТа, решая в живописи темы современности.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"