Ф. С. Рокотов (1732 или 1735—1808)


Среди блистательном плеяды знаменитых портретистов XVIII века — века, давшего миру Гейнсборо, Рейнольдса, Левицкого, один из самых значительных — Федор Степанович Рокотов, замечательный живописец, тонкий и глубокий знаток человеческой природы, выдающийся мастер психологического портрета.
Странной была судьба этого художника. После заслуженного и продолжительного прижизненного успеха Рокотова постигло полное забвение, продолжавшееся почти столетие. Наследие его, распыленное по усадьбам и московским особнякам, частью погибло — и от пожара 1812 года, и от смены вкусов — частью же приписывалось другим мастерам. Самого же Рокотова в XIX веке почитали второстепенным последователем западных живописцев, работавших в России при императрице Екатерине II.
Лишь стараниями современных советских исследователей выявился масштаб творчества Рокотова и раскрылось истинное его значение, хотя до сих пор многое в биографии художника остается непроясненным.
Мы очень мало знаем о жизни Рокотова вплоть до его поступления в 1760 году в петербургскую Академию художеств. Родился он в семье крепостного князей Репниных; через некоторое время попал в Петербург, где ему покровительствовал основатель и первый президент Академии художеств И. Шувалов; учителя Рокотова неизвестны, и художник предстает перед нами уже зрелым мастером, «модным» портретистом знатного общества. В отличие от пышных парадных портретов придворных живописцев произведения русского художника более камерны, они привлекают большей человечностью, задушевностью.
В моделях Рокотова интересует не их внешнее великолепие, но, главным образом, их индивидуальность и глубинная, духовная сущность.
В 1765 году Рокотов переезжает в Москву. Старая столица, лишенная чопорности и высокомерия официального Петербурга, с большим радушием принимает художника, который вскоре становится любимым портретистом старой знати.
К годам жизни в Москве относится создание огромной галереи портретов, доносящих до нас облик и склад людей русского общества второй половины XVIII века. Среди них мы найдем поэтов, полководцев, государственных деятелей, светских красавиц. В их образах, созданных Рокотовым, нет статичности, застылости, человеческая личность раскрывается художником во всем богатстве внутреннего мира, в изменчивой, сложной гамме чувств и переживаний. Один из шедевров мастера — портрет А. П. Струйской, жены чудаковатого поэта-дилетанта Н. Е. Струйского, женщины сложной судьбы и необычайной душевной красоты. Одухотворенность образа Струйской, неуловимая зыбкость ее внутреннего мира вызвали строчки поэта, поразительные, но силе проникновения в самую суть рокотовского метода: ...Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана. Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок Предвосхищенье смертных мук... Н. Заболоцкий. «Портрет».
Артистизм исполнения, живописная система портретов Рокотова в полной мере соответствуют созданию поэтического образа. Как правило, модель изображена погрудно, в трехчетвертном повороте, на холсте прямоугольной формы. Рассеянный свет мягко высвечивает лицо, а фигура портретируемого погружена в воздушную среду, она находится как бы в прозрачном сумраке, окутанная знаменитой «рокотовской дымкой». Сложные цветовые переходы создают мерцающую красочную поверхность, выдержанную в одном тональном ключе — пепельно-розовом, серебристо-голубом, коричнево-черном, который вызывает определенный настрой и углубляет психологическую характеристику изображенной личности.
На переломе 1770—1780 годов происходит изменение типа рокотовских портретов. Последним период творчества художника ознаменован созданием большого цикла женских портретов, и которых впервые в русском искусстве утверждается новый образ женщины большого духовного богатства, обладающей сложным внутренним миром и сознанием собственного достоинства. Блистательным примером является портрет двадцатилетней московской красавицы В. Новосильцевой, исполненный в 1780 году. Юная женщина изображена на холсте овальной формы в легком белом одеянии, с высокой прической, ее лицо обращено к нам. Она смотрит на зрителя немного свысока, с неуловимым выражением чуть прищуренных глаз, с едва заметной улыбкой на губах.
И в этом портрете, и в других произведениях 1780-х годов Рокотов запечатлевает неповторимую трепетность жизни, богатство психологических оттенков образа. Именно эта мимолетность, недосказанность настроения, беспрерывная изменчивость выражения создали рокотовским женским портретам славу «загадочных».
В последние десятилетия своей жизни художник работал очень мало, что было вызвано, как предполагают, ухудшением зрения. Нет ни одной работы, исполненной им в XIX веке, а умер Рокотов, как удалось недавно установить, в декабре 1808 года.
Создатель нового поэтического образа человека, мастер проникновенного лирического портрета, блестящий колорист — таким останется в русском искусстве выдающийся художник Федор Степанович Рокотов.
Произведения художника находятся в Гос. Третьяковской галерее, Гос. Русском музее, музеях Иванова, Тамбова, Пскова.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"