Первая передвижная художественная выставка (1871)


Юбилей Первой передвижной художественной выставки — примечательная дата в истории русского изобразительного искусства. Деятельность Товарищества передвижных выставок имела огромное значение для пропаганды искусства в 324 народной среде, для объединения художников и сплочения передовых сил российской интеллигенции в последней трети XIX века. Завоевать широкий демократический круг зрителей, способствовать пробуждению и развитию народного самосознания, нравственному воспитанию средствами искусства — таковы благородные задачи, которые художники могли осуществлять посредством организации своей выставочной деятельности на товарищеских началах.
Когда в Петербурге в залах, предоставленных Академией художеств, открылась Первая передвижная выставка, в. ней приняли участие петербургские и московские художники, по инициативе которых, собственно, в 1869 году было создано Товарищество. Главными энтузиастами в этом деле были живописцы Мясоедов и Перов. Первый — уже сложившийся мастер исторического жанра — представил на выставку картину, изображающую Петра I ребенком в селе Измайловском. Перов — гордость московской школы, прославившийся созданием остросоциальных бытовых картин «Приход станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на Пасху», «Похороны крестьянина», показал себя так же очень сильным портретистом. На выставке 1871 года всеобщее внимание привлек портрет драматурга А. Н. Островского его кисти, который Крамской назвал одним из «лучших портретов русской школы вообще». Две картины Прянишникова «Погорелые» и «Порожняки» также были привезены из Москвы. В полотне «Порожняки» автор изобразил бедного семинариста, возвращающегося на каникулы в родную деревню. В сопоставлении унылого зимнего пейзажа, цепочки крестьянских розвальней в голом поле и фигуры притулившегося в пустых санях иззябшего юноши в плохонькой одежке заключен красноречивый рассказ о тяжелом жизненном пути разночинца, пробивавшегося к знаниям.
На Первой передвижной выставке была экспонирована такая жемчужина русской пейзажной живописи, как полотно А. Саврасова «Грачи прилетели». Оно было тогда же куплено П. Третьяковым для его галереи. В этом сказалась прозорливость крупнейшего собирателя русской живописи.
Чуткость ко всему новому и значительному побудила художественного критика В. Стасова, откликнувшегося на начало деятельности Товарищества специальной статьей, особо отметить саврасовский пейзаж. Стасов выделял на выставке также произведения живописцев И. Крамского и Н. Ге, которые, как он писал, были «истинною душою петербургского отдела Товарищества передвижных выставок». Портреты скульптора Антокольского, пейзажистов Васильева и Клодта, написанные Крамским, не только точно воссоздавали внешнее сходство, но повествовали о духовном мире портретируемых, отличались тонкостью проникновения в психологию и характер моделей.
Картина Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича», впервые показанная художником на этой выставке, до сих пор считается одним из шедевров отечественной исторической живописи. Персонажи на полотне — участники драматического конфликта. Столкновение двух противоположных миров олицетворено художником в образах русского царя-реформатора и его наследника, уличенного в причастности к заговору бояр против Петра и его государственной политики. В области исторической живописи косность и рутина академической школы проявлялась в пристрастии к сюжетам из древней истории, идейный и нравственный смысл которых не имел никакой переклички с современной художникам действительностью. На этом фоне картина Н. Н. Ге воспринималась как новое, свежее слово. Психологическая трактовка образов, остроконфликтное развитие сюжета составляли новаторскую сущность его произведения.
Пейзажи И. И. Шишкина, А. П. Боголюбова и М. К. Клодта, появившиеся на Первой передвижной выставке, представляли собой хорошие образцы творчества этих художников, бывших уже зрелыми мастерами.
Отмечая значение Первой передвижной художественной выставки, М. Е. Салтыков-Щедрин, посвятивший ей специальную статью в журнале «Отечественные записки», писал: «Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах».
В дальнейшем выставки, организуемые Товариществом, стали почти ежегодными и всякий раз они оказывались большим общественным событием. Ведь передвижники, не желая оставаться в роли созерцателей действительности, стремились в своих произведениях вынести суждение о ней, высказать свою критику. Крамской, ставший идеологом передвижничества, говорил: «Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех проявлениях... Художник есть критик общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразятся его миросозерцание, его симпатии, антипатии и главное та неуловимая идея, которая будет освещать его картину».

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"