Парижская коммуна (1871)


День 18 марта был первым днем героической Парижской коммуны, которая, по выражению В. И. Ленина, была «величайшим образцом величайшего пролетарского движения» В ночь с 17 на 18 марта 1871 года власть в Париже захватили революционные рабочие.
В состав различных организаций Коммуны входило много деятелей искусства и культуры: художники Курбе, Билльоре, декоратор Мартин, художник по фарфору Ранвье, орнаменталист Потье, архитектор Арнольд, литераторы Курне, Жюль Валлес и другие. Народ Парижа и, в частности, рабочие, проявлял огромный интерес к искусству и театру.
Огромную заботу и бережное внимание проявляла Коммуна в отношении охраны художественных памятников и различных художественных коллекций. Коммунары всячески стремились наладить нормальную жизнь в городе, дать возможность трудящимся массам пользоваться искусством, ранее им недоступным. Для этого было необходимо преодолеть саботаж художественной администрации Парижа. В осуществлении этого мероприятия Коммуна опиралась на объединения художников и артистов.
12 апреля был принят специальный декрет, в котором говорилось: «Коммуна уполномочивает гражданина Гюстава Курбе, президента художников, избранного на общем собрании, восстановить в кратчайший срок в их нормальном состоянии музеи города Парижа, открыть галереи публике и содействовать работе, которая там обычно проводится. Коммуна уполномочит на это и сорок шесть, делегатов, которые должны быть избраны... на открытом заседании...»
На собрании (это было второе, всего за время Коммуны их было три), состоявшемся 13 апреля, был принят проект организации федерации художников Парижа. В манифесте были изложены принципы, взятые в основу организации, задачи, ближайшие и будущие мероприятия, которые необходимо провести. Это имело большое значение для объединения художников и было направлено против специальных правительственных учреждений, созданных буржуазией и дворянством.
Федерация избрала три подкомиссии — по делам музеев, выставочную и по художественному образованию, которые должны были контролировать художественную жизнь по трем ее основным руслам. В Комитет федерации было избрано 16 живописцев, 10 скульпторов, 5 архитекторов, 6 граверов и литографов, 10 представителей промышленных и декоративных искусств; председателем был избран Гюстав Курбе.
Активный и страстный, мгновенно включившийся в жизнь и борьбу Коммуны, Гюстав Курбе был художником, который в своем творчестве неуклонно проводил принципы демократического искусства. Вслед за Давидом, имя которого связано с французской буржуазной революцией, Курбе встал на позиции художника-гражданина, ясно понимающего свое назначение. Деятельность его в федерации была разнообразна, и, хотя она и лишала его возможности заниматься живописью, он отдавался ей со всем пылом своей души. В письме к отцу 30 апреля 1871 года он пишет: «Волею народа я всецело ушел в политические дела: председатель федерации художников, член Коммуны, делегат в мэрии, делегат по народному просвещению — вот четыре важнейшие должности... Народ Парижа — первый на свете, и если бы надо было преждевременно умереть за такое дело, — это лучшая смерть, которую можно себе пожелать». Сохранились сведения о том, что Курбе сделал большой эскиз сцены встречи членов Коммуны с франкмасонами, пытавшимися примирить коммунаров и версальцев. Позднее, находясь в тюрьме Сен-Пелажи, Курбе выполняет зарисовку этой сцены по памяти в альбоме. Он был арестован через две недели после вступления версальцев в Париж. С этого момента и вплоть до самой смерти продолжалась травля художника. Но он не предал своих идей, не изменил своим убеждениям: «Я считаю честью, что принадлежал к Коммуне, несмотря на обвинения...», — писал он.
Среди имен художников, избранных в исполнительный орган федерации, стояло имя Домье. В то время ему было шестьдесят три года, и непосредственного участия в делах Коммуны он, видимо, не принимал, ибо в протоколах не был упомянут. Но художник всегда с народом, в тяжелое для Франции время Домье все больше и больше внимания уделяет политической сатире. В конце 1870 года он выпускает целый ряд литографий, направленных против бонапартистского режима («История одного царствования»), против войны («Империя — это мир»), В начале 1871 года был опубликован ряд литографированных рисунков, которые затем были объединены в «Альбом осады», среди них — «Это убило то», «Пейзаж 1870 года», «Сквер Наполеона», «Потрясенная наследством». Рисунки Домье глубоки, серьезны, порой трагичны. В марте—апреле 1871 года художник опубликовал несколько литографий, бичующих Тьера. Своим творчеством Домье защищал Коммуну от ее врагов, и после ее падения.
Кроме Курбе и Домье, видную роль во время Коммуны играли Далу, Андре Жиль и Эжен Потье, которые не столько оружием своего искусства, сколько своим непосредственным участием в делах Коммуны боролись за ее утверждение.
Жиль, рисовальщик и сатирик-карикатурист, был выдвинут Коммуной на пост администратора Люксембургского музея. Во время Коммуны и после ее падения резкие карикатуры на Тьера печатал Эжен Потье — художник и поэт, автор текста «Интернационала» и других революционных песен.
Задачи мобилизации и идейного воспитания могли быть решены, прежде всего, в наиболее оперативном и массовом виде искусства, способном немедленно откликнуться на запросы жизни. Поэтому выдвижение на первое место политической карикатуры было закономерным. Сатира на Наполеона III, Бисмарка, Вильгельма I, министров и немецкую армию составляла основное содержание листов-плакатов. Над ними работала группа молодых художников-карикатуристов. Это Жорж Пилотель, комиссар полиции Коммуны, и Гайар, вышедший из рядов рабочего класса. Он выпускал в дни Коммуны журнал-плакат с рисунками, насыщенными пафосом борьбы. Это Молок (псевдоним художника Коломба), который основное внимание уделял разоблачению католической церкви. Это, наконец, А. Беллоге — рисовальщик и литограф, выпустивший серию карикатур «Вечный позорный столб».
Таковы были передовые французские художники, защищавшие интересы Коммуны.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"