И. А. Ерменев (1746 - ок. 1792)


В 1757 году под влиянием М. В. Ломоносова первый «куратор» Московского университета граф И. И. Шувалов подал на рассмотрение Сената предложение о создании российской Академии художеств. В предложении указывалось, что «молодые обучающиеся люди... теряя время только одной практикой делают то, что видят», а потому «необходимо установить Академию художеств, которой плоды... не только будут славой здешней империи, но и великою пользою казенным и партикулярным работам». 6(17) ноября 1757 года Академия была учреждена, а в следующем году уже начала работать. Первый состав ее учеников образовали откомандированные в Академию способные воспитанники Московского университета. Вскоре к ним присоединились молодые художники из числа учившихся и работавших в Петербурге. В Академию принимали талантливых юношей, какого бы звания они ни были, исключая одних крепостных, принимали «без прошений», не усложняя формальностями. Именно так в Академию попал и сын придворного конюха Иван Ерменев.
Занимаясь в живописном и архитектурном классах, Иван Ерменев проявил себя весьма одаренным учеником. За дипломную работу «Заключение мира российского князя Олега с греческими императорами Львом и Александром пред стенами Константинопольскими» молодой художник получил вторую золотую медаль. Однако из-за какого-то проступка (в котором подозревался весь выпуск) Ерменеву по окончании Академии выдали аттестат 4-й степени, как «неудостоившемуся поведением, но успевшему перед прочими отлично в талантах».
Обстоятельства жизни и деятельности Ерменева до сих пор очень мало известны. Есть сведения, что в 1774 году художник уехал во Францию, где совершенствовал свое мастерство и приобрел широкую эрудицию в вопросах европейского искусства. Затем он в 1778 вернулся в Россию, но пробыл на родине недолго. Уже в июле следующего года Ерменев вновь оказался в Париже. Здесь ему довелось быть свидетелем, а возможно, и участником событий Великой французской буржуазной революции. Присутствуя при взятии Бастилии, Ерменев сделал несколько зарисовок, по которым во Франции исполнили гравюру, изображающую штурм крепости, с надписью: «Сделано во время действия». Сведения о последующих годах жизни художника неясны.
То немногое, что дошло до нас от Ерменева, свидетельствует о его бесспорно большом таланте. Если не считать двух картин-аллегорий, прославляющих высоких особ, творческое наследие художника сводится преимущественно к акварельным рисункам. В них замечателен, прежде всего, выбор сюжетов. В те годы, когда большинство русских художников, следуя канонам классицизма, создавали произведения на отвлеченно-героические темы, Ерменев избрал своими героями крестьян. В суровых и трагических тонах создавал художник типы и характеры простых русских людей, доведенных до крайней нищеты, но сохраняющих большую внутреннюю силу («Нищий», «Поющие слепцы», «Крестьянский обед»). Горькая истина была в этих замечательных акварелях, близких по значительности своего идейного содержания к образам, описанным писателем-революционером А. Н. Радищевым в его книге «Путешествие из Петербурга в Москву».
Было время, когда высказывались предположения, что Ерменев сделал эти свои акварели по возвращении из Парижа в Россию. Ныне специалисты считают, что по стилистическим особенностям ерменевские акварели нужно отнести к 70-м годам. В ту пору, после подавления крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, по дорогам России бродило множество нищих, калек, лишенных дома и крова. Вот что писал один из современников Ерменева: «Толпы нищих наполняют перекрестки, жалобным своим воплем останавливают проезжающие кареты; младенцы, среди холода и вьюги единое чувствие глада имея, безвинные руки протягивают».
Творчество Ивана Алексеевича Ерменева было значительным явлением в русском изобразительном искусстве XVIII века. Можно сказать, что этот талантливый художник, стремившийся в своих произведениях правдиво передать окружающую его действительность, был одним из предшественников демократического реализма.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.