75 лет со дня передачи Третьяковской галереи в дар городу Москве


В заявлении в Московскую Городскую Думу Павел Михайлович Третьяков писал: «...желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».
П. М. Третьяков посвятил всю свою жизнь собиранию произведений русских художников. Он не был оригинальным в этом деле. И до и после него было много коллекционеров, которые из любви к искусству, или, стремясь надежно поместить свой капитал, собирали художественные произведения. Но деятельность П. М. Третьякова была совсем иной.
В 1860 году, когда ему было 28 лет, он уже писал, что «желал бы оставить национальную галерею... Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовлетворение».
Третьяков стал собирать коллекцию в середине 50-х годов. Первые приобретенные картины — «Искушение» А. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова— определили основную, можно сказать, «идейную» линию формирования коллекции. П. М. Третьяков всегда стремился приобретать такие произведения, которые отражали бы реалистические и демократические тенденции русского искусства.
П. М. Третьяков был близок со многими выдающимися художниками своего времени. Тесная дружба связывала его с В. В. Стасовым — глашатаем передовых демократических идей русского искусства. Вместе с ним он оказывал большую поддержку Товариществу передвижных художественных выставок. Третьяковым были приобретены многие произведения, появлявшиеся на выставках Товарищества. Благодаря этому у него в коллекции оказались лучше всего представлены художники второй половины XIX века. Одновременно он обладал хоть и небольшим, но превосходным собранием живописи XVIII века. Третьяков одним из первых стал собирать русские иконы, по достоинству высоко оценивая мастерство русских иконописцев. Произведения русской скульптуры появились у него лишь в 1892 году, когда к собранию прибавилась довольно большая коллекция умершего брата — Сергея Третьякова. Таким образом, общая картина развития русского искусства стала довольно полной.
Почти с самого начала Третьяковская галерея пользовалась широкой известностью. Среди художников считалось высокой честью быть представленным в этом собрании.
В 1872 году двери галереи впервые открылись для посетителей. Через 20 лет галерея была подарена городу Москве. До конца своей жизни П. М. Третьяков продолжал пополнять эту сокровищницу, а после смерти завещал для этого огромную сумму денег.
После национализации Третьяковской галереи в нее вошли многие частные коллекции. Еще полнее стал отдел живописи (из Румянцевского музея перешло великолепное собрание картин А. А. Иванова), значительно увеличился отдел рисунка и древних икон. Теперь по произведениям галереи можно было в совершенстве проследить историю развития русского искусства.
В годы Советской власти Третьяковская галерея стала подлинно массовым художественно-просветительным и научно-исследовательским центром. Ее коллекция неизмеримо выросла и продолжает постоянно пополняться. Трудно представить себе человека, который, будучи в Москве, не посетил бы Третьяковскую галерею. Как верны были слова В. В. Стасова, сказанные им после смерти П. М. Третьякова: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тотчас назначает себе тот день и час, когда ему надо, непременно надо идти в дальний угол Москвы, на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены были этим удивительным человеком в течение всей его жизни».
О поистине огромной популярности Третьяковской галереи говорит то, что ее ежегодно посещают миллионы людей, приехавших из разных уголков нашей Родины и многих зарубежных стран.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"


При цитировании гиперссылка обязательна.