Икона «Молящиеся новгородцы» (1467 г.)


500 лет тому назад неизвестным новгородским художником была написана икона, получившая название «Молящиеся новгородцы».
О времени и месте написания иконы свидетельствует надпись, из которой следует, что исполнена она была по заказу известного в то время боярина Антипа Кузьмина, просившего изобразить в ней себя и свою семью, включая детей.
Это один из немногих случаев, когда икона имеет точную дату, что позволяет с полной достоверностью отнести ее ко второй половине XV века. Изображение реальных людей в иконе — явление чрезвычайно редкое. И, пожалуй, ни в одной из русских школ, кроме новгородской, этого не могло быть.
В XV веке Новгород представлял собой крупный торговый центр. Экономическое могущество города способствовало его культурному подъему. Светской живописи, как известно, тогда еще не было. И все же основная тенденция иконописи новгородской школы имела демократический характер, хотя наряду с этим сохранялись и византийские традиции, вносившие элемент изысканности и некоторой отвлеченности. В целом же произведения новгородских живописцев отличались глубокой человечностью и эмоциональностью. Сила и выразительность композиции, лаконизм, тонкое чувство цвета, его необычайная сочность и интенсивность, четкая ритмичность построения и обобщенность силуэта — вот что было характерно для творчества мастеров новгородской школы.
Эти черты мы находим и в иконе «Молящиеся новгородцы». Художник делит композицию иконы на две равные части, изображая вверху Христа в окружении святых, а внизу располагает в ряд все семейство боярина Кузьмина. Фигуры боярина и его родных, стоящих в молитвенных позах, их обращенные вверх лица, так же как изображения склоняющихся святых, подчеркивают композиционный центр иконы — Христа. Живописец откровенно любуется нарядной одеждой бояр, их ярко-красными сафьяновыми сапожками, смело, сочетая в иконе зеленые, голубые, розовые, вишневые и желтые тона. Лица бояр не портретны, но трактованы довольно свободно и живописно. В этой иконе нашли свое отражение демократические тенденции новгородского искусства и его тяга к воспроизведению реальных жизненных явлений.
Икона «Молящиеся новгородцы» — одно из замечательных произведений древнерусского искусства, завоевавшего мировую славу, искусства, в котором находили свое отражение представления людей об окружающем мире, его гармонии и красоте.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"