Экспрессионизм в живописи


Экспрессионизм Экспрессионизм (от латинского «expressio» - «выражение») – направление в европейской живописи эпохи модернизма, получившее распространение в первые десятилетия XX в., главным образом в Германии и Австрии.

Художники-экспрессионисты стремились не столько к отображению реальных событий, сколько к выражению живописным путём своего эмоционального, чувственного состояния, внутренних процессов в душе и психике.

При сравнительно невинном названии произведения экспрессионистов содержат такие тяжелые эмоции, как боль, страх, фрустрация.

Экспрессионизм возник в начале XX в. как ответная реакция на нездоровые проявления окружающей реальности - социальную напряженность, вызванную Первой мировой войной, революционными переворотами, локальными конфликтами.

Испытания и психологическое давление, которые испытывали люди, не могли не найти своего отражения в живописи художников. Все чаще темой работ того времени становились внутренний протест против действительности, тревога, страх, отчаяние, сменяющие друг друга. Полотна художников наполнены иррациональностью, фантастическим гротеском, обостренной эмоциональной чувствительностью.

Родиной экспрессионизма называют Германию. В 1905 г. в Дрездене четверо молодых художников Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель образовали художественное сообщество «Мост», которая и положила начало экспрессионизму в живописи. В течение следующего 1906 года участниками группы стали известные художники: Эмиль Нольде, Макс Пехштайн, Кес ван Донген, Отто Мюллер и др.

В 1906 году «мостовцами» была организована первая выставка, без особого энтузиазма воспринятая зрителями и вызвавшая массу нелестных отзывов со стороны прессы. Все последующие выставки, начиная с 1907 года, были передвижными.

Деятельность «Моста» сильно повлияла на развитие экспрессионизма в изобразительном искусстве. Сформировался стиль, представляющий собой совершенно новый подход к изображению действительности. Концепцией эстетики нового творческого союза стало отрицание материалистического мировоззрения, а также основных направлений современной живописи - реализма и импрессионизма. Участники сообщества протестовали против поверхностного взгляда на мир импрессионистов, против духовного обнищания довоенной и военной Европы, против рационализации и механизации человеческой жизни. Когда человек, спасая свою душу, начинает кричать – этот крик и есть экспрессионизм.

В работах экспрессионистов преобладающими были яркие, кричащие краски, от которых больно глазам и натянуты нервы. В произведениях членов сообщества нет или очень мало изобразительного, однако любая картина, даже пейзаж, наполнены огромным эмоциональным зарядом и энергией. Для авторов не важен вопрос формы – важен только вопрос содержания. Они не показывают видимый мир, но стремятся раскрыть трансцендентную сущность вещей, максимально честно выразить свои чувства («Лунная зимняя ночь», 1919 г., Кирхнер; «Красный карьер», 1916 г., Хеккель).

Агрессивность окружающей жизни, предчувствие опасности и даже трагедии, ощущение невыносимого одиночества отображались на полотнах соответствующими выразительными средствами: небрежными и жирными мазками, нанесенными словно в лихорадке, угловатыми, безумствующими линиями и зигзагами. Художники выбирают резкие, кричащие цвета, диссонирующие друг с другом, тень и светотень полностью теряют свое значение.

Передача лиц, поз и жестов изображаемых персонажей осуществляется в гротескной манере для усиления энергетики картины («Уличная сцена в Берлине», 1913 г., Кирхнер; «Возбужденные люди», 1913 г., Эмиль Нольде). Работы экспрессионистов подчеркнуто грубы и архаичны, они демонстративно пренебрегают красотой формы ради непосредственности изображения.

Члены группы «Мост» не пользовались признанием зрителей. Группа «мостовцев» во главе с М. Пехштайном в 1910 г. образовали новое идейное сообщество «Новый Сецессион». В 1913 году из-за разногласий между участниками сообщество «Мост» официально прекратило свое существование. После установления в середине 1920-х гг. в Веймарской республике относительной стабильности экспрессионизм постепенно изжил себя. С приходом к власти Гитлера в 1933 г. экспрессионизм как направление в живописи был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители были лишены возможности выставлять свои работы.

В области абстрактного экспрессионизма в конце XIX века – начале XX века работали также такие американские живописцы, как Клиффорд Стилл, Джексон Поллок и Ханс Хоффман, известный норвежский художник, один из первых представителей экспрессионизма, Эдвард Мунк (1863-1944 г.). Полотно Мунка «Крик» (1893 г.) - всемирно известное произведение искусства. В центр композиции помещена фигура истошно кричащего человека. Его лицо полно отчаяния, граничащего с безумием. Скупыми средствами художник смог показать мощнейшие человеческие эмоции – приступ одиночества, страха и безнадежности.

В России темы и идеи, характерные для экспрессионизма, нашли воплощение в работе многих авторов в разные периоды их деятельности. Однако как цельное художественное направление в живописи экспрессионизм на русской земле так и не сформировался. Говоря о русском экспрессионизме, невозможно не вспомнить о В. В. Кандинском (1866-1944 г.). Русский живописец стал основателем сообщества «Синий всадник». Художники, входившие в состав группы, принадлежали к разным направлениям живописи, однако, по мнению искусствоведов, в целом состав сообщества можно назвать экспрессионистским.

Элементы экспрессионизма можно найти в произведениях Врубеля («Портрет В. А. Мамонтова», 1897 г., «Демон поверженный», 1902 г.), Марка Шагала («Канун судного дня», 1912 г., «Над городом», 1914-18 гг.), Павла Филонова («Апокалипсис», 1913 г.; «Пир королей», 1913 г.).