Реализм в живописи


Реализм Реализм (от латинского слова «realis» – «вещественный») – это направление в живописи, основной чертой которого является стремление к полному и всестороннему отображению реальной жизни во всех ее проявлениях.

Характерные черты реализма – типизация фактов действительности, показ противоречий и развития жизни, стремление показать сущность явлений без ограничений сюжетов, нравственная подоплека и воспитательное воздействие.

Отличительной чертой этого направления в живописи также выступает обращение художников непосредственно к изображению обыденной жизни людей, без религиозного или мифологического подтекста. Развитие реализма было во многом обусловлено развитием общественного сознания, утверждением материалистической философии, прогрессом в области промышленности, техники и естествознания.

Впервые появившись в искусстве Голландии в XVII в., реалистические тенденции в живописи получили особенно широкое распространение во Франции в эпоху Просвещения. Детали реализма поначалу только присутствовали в художественных произведениях других направлений. Так, произведения Э. Делакруа, хоть и относятся к романтизму, имеют элементы реализма, поскольку полно описывают реальные события со всеми присущими им драматическими конфликтами.

Рождение реализма как самостоятельного направления в живописи обычно связывают с именем французского живописца Гюстава Курбе (1819-1877 гг.). В 1855 г. художник открыл в Париже персональную выставку «Павильон реализма». Курбе писал в основном писал жанровые сцены, изображая простую жизнь человека труда, при этом он умел делать каждого героя типически узнаваемым. Произведения обычно были несложными в композиционном отношении, выполнялись в неброских землистых тонах («Дробильщики камня», 1849 г.; «Похороны в Орнане», 1849—1850 гг.; «Купальщицы», 1853 г. и др.).

Другие известные художники-реалисты - Жан Франсуа Милле (1814-1875 гг.) и Оноре Домье (1808-1879 гг). Оноре Домье по призванию был рисовальщиком, карикатуристом. По утверждению поэта Бодлера, Домье «сделал карикатуру жанром серьезного искусства». Его произведения («Вагон третьего класса», 1862 г.; «Восстание», 1848 г.; «Прачка», 1861 г. и др.) имеют сухой и грубоватый стиль, а в представленных на полотнах сценках угадывается суровая правда жизни, приправленная иронией и порой даже едкой насмешкой автора.

Темой работ Жан Франсуа Милле была в основном крестьянская жизнь во всех ее проявлениях. На небольших по размеру полотнах («Сеятель», 1850 г.; «Путь на работу», 1851-53 гг.; «Анжелюс», 1857—1859 гг.) художник создал обобщенный образ труженика, тесно связанного с природой.

Важнейшие завоевания реализма в передаче нюансов живой природы, утверждение художественной ценности обыденной жизни города были присущи творчеству французских импрессионистов (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуару, К. Писсаро и др.).

В России начало развития реализма связано с именем А. Г. Венецианова (1780-1847 гг.), являющегося родоначальником крестьянского бытового жанра. Полотна с изображением бытовой и трудовой деятельности крестьян («Жнецы», 1825 г.; «На пашне. Весна», начало 1820-х гг.; «Гумно» 1821 г. и др.), проникнуты любовью к родной земле и большой симпатией к персонажам.

У истоков жанра критического реализма в российской живописи стоял П. А. Федотов (1815-1852 гг.). Он написал серию картин бытового жанра, в которых, используя сатиру, обличал существующие пошлые и темные нравы русской жизни и сочувствовал обездоленным («Свежий кавалер», 1846 г.; «Сватовство майора», 1848 г.).

Распространение реализма в русской живописи во 2-ой половине XIX в. напрямую связано с подъемом демократического общественного движения. Целая когорта художников-реалистов конца XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.). Диапазон творчества художников-передвижников был очень широк – они работали в бытовом жанре, в историческом жанре, а также в портрете и пейзаже. Произведения художников-реалистов проникнуты внимательным исследованием жизни народа в сочетании с критикой буржуазно-крепостнического строя. На своих полотнах художники добиваются большой глубины психологических обобщений.

Живописец В. Г. Перов (1833-1882 гг.) создал ряд картин с реалистическим сюжетом, где он обличает уродливые явления действительности во времена реформ и отмены крепостного права. («Последний кабак у заставы», 1868 г., «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г.). Живописец также создал ряд реалистичных портретов знаменитых людей, в т.ч. А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, В. И. Даля и др.

Взлет русской реалистической живописи связан с именем И. Е. Репина (1844-1930 гг.). С начала 1870-х гг. он выступает как художник-демократ, сражающийся против академизма, идеализирующего реальность и не способного отразить жизнь. Живописец критиковал эксплуатацию народа, показывал нарастающую в нем скрытую силу («Бурлаки на Волге» 1870-73 гг., «Отказ от исповеди» 1879-85 гг.). Полотно «Крёстный ход в Курской губернии» (1880-83 гг.) можно назвать энциклопедией русской жизни – настолько виртуозно и метко художник выхватил из жизни и запечатлел разнообразие персонажей. Сила художника-реалиста проявлялась и в портретном творчестве Репина. «Портрет М.П.Мусоргского» (1881 г.) совершенно реалистичен, он не только точно передает весь облик и характер портретируемого, но и показывает состояние человека, находящегося в физических муках и душевном смятении.

Традиции реализма в России утвердились и продолжились в творчестве таких художников, как А. Н. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов и др. После революции на базе традиций критического реализма стал развиваться социалистический реализм, провозглашающий правдивое отображение жизни в ее революционном развитии. Самые известные представители соцреализма в живописи – К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, И. И. Бродский, А. А. Дейнека и др.