Портрет в живописи


Портрет Портрет – жанр живописи, показывающий визуальное изображение человека или группы людей. На портрете отображается внешний облик (а через него – и внутренний мир) реального человека, существующего в настоящем или жившего в прошлом.

Портретное изображение воспроизводит модель в пластических формах, линиях и красках, и вместе с этим является ее художественной интерпретацией.

К первым портретам относятся изображения женских ликов на фресках, относящихся к XVI в. до н.э., которые были обнаружены на острове Крит. В Древнем Египте изображения людей, исполненные на холсте или деревянной доске, клали с умершим в гробницу при захоронении. Портреты становились частью магического ритуала и играли сакральную роль – считалось, что с ними не будет путаницы в загробной жизни при взаимоотношениях тела и покинувшей его души.

Древние римляне имели обычай хранить в своих домах портреты хозяев. В странах Древнего мира мастера использовали для создания своих портретов темперу или энкаустику.

Период Средневековья характеризуется сильным влиянием церкви на все сферы жизни, в т.ч. и на искусство. Живопись художников, творивших в этот период, ограничивалась строгими канонами церкви и была представлена в основном религиозными темами. Портрет решались писать только немногие живописцы. Как правило, изображали профиль человека, обращенного к Богу, святому или Мадонне, так что ни о какой реалистичности изображения речи обычно не шло - личностное начало портретируемого как бы растворялось в религиозной соборности.

Портретный жанр начал бурно развиваться в эпоху Возрождения. Это было вызвано переменами в идеологии. Теперь, когда путы религии были ослаблены, человек уверовал в свою силу, и именно личность человека стала иметь первостепенное значение в искусстве. Еще одним важным моментом, повлиявшим на развитие портретного жанра, стало появление и бурное развитие техники масляной живописи, - именно масло позволило стать художнику передавать более тонкие нюансы переживаний, т.е. сделало портрет более психологичным. Хотя портретисты Возрождения во многом идеализировали модель, тем не менее они старались максимально обогатить содержание портретных образов, наделить их интеллектом, духовной гармонией и чувством личной свободы.

Лучшие портреты эпохи Возрождения принадлежат кисти Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля (1483-1520 гг.), Джорджоне (1478-1510 гг.), Тициана (1490-1576 гг.), Тинторетто (1519-1594 гг.). Самый великий портрет в мире – «Мона Лиза» (1503 г.) был создан именно в эту эпоху. В 1514-1515 гг. был написан самый известный мужской портрет «Портрет Бальдассаре Кастильоне», принадлежащий кисти Рафаэля.

В XVII веке лучшие образцы в портретной живописи принадлежат голландскому художнику Рембрандту (1606-1660 гг.), фламандцам Рубенсу (1577-1640 гг.) и Антонису ван Дейку (1599-1641 гг.), испанцу Веласкесу (1599-1660 гг.). Создаются портреты людей, представляющих самые разные социальные слои общества и возрастные группы.

Нередко в основе композиции оказывается движение («Конный портрет Карла I» (1635—1640 гг.) Антониса ван Дейка), большое распространение получают групповые портреты («Ночной дозор» (1642 г.) Рембрандта).

В XVIII веке в портрете появляется манерность, сентиментальность, театральность, которые мешают жанру оставаться на достигнутой высоте. Получает распространение придворно-аристократический тип портрета, в котором во главу угла ставится внешняя идеальность и декоративная нарядность модели. Происходит упрощение техники письма, появляются застывшие, «кукольные» лица. Фоном для портретов выбирались красивые пейзажи, пышные драпировки, колонны, арки и т.д. Пример типичного портрета этого периода – «Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы» (1746 г.) Жана Натье.

С конца XVIII века начинает возрождаться реалистический портрет, что во многом вызвано гуманистическими идеями эпохи Просвещения. Большую роль в становлении жанра в этот период сыграли такие живописцы, как Морис Кантен де Латур, Жан Антуан Ватто, Жан Батист Шарден (Франция), Уильям Хокарт (Великобритания), Франсиско Гойя (Испания) и др.

В России в конце XVIII-начале XIX вв. работают замечательные живописцы Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.) и В. Л. Боровиковский (1775-1827 гг.). Широкую известность получил «Портрет Екатерины II», написанный Левицким в 1783 г. В галерее портретов Боровиковского - «Портрет Г. Р. Державина» (1795 г.), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797 г.). Романтические тенденции развивают в своих портретах О. Кипренский (1782-1836 гг.), К. Брюллов (1799-1852 гг.), В. А. Тропинин (1776-1857 гг.).

В конце XIX века большой вклад в развитие портретного жанра внесли художники-передвижники: Г. Г. Мясоедов (1834-1611 гг.), И. Н. Крамской (1837-1887 гг.), В. Г. Перов (1834-1882 гг.) и др. Для портретов этих художников были характерны обостренный психологизм и реализм, граничащий с натурализмом. Особое место в портретной живописи этого периода занимает творчество И. Е. Репина («Портрет И. С. Тургенева» (1879 г.), «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881 г.), «Портрет писателя Л. Н. Толстого» (1887 г.) и др.).

Появление импрессионизма привело к коренным изменениям в художественной концепции портрета. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др. отказывались от максимальной реалистичности изображения, концентрируясь на изменчивости облика человека и его поведения в изменяющейся среде. Винсент ван Гог ставил в своих портретных работах другую задачу – отобразить острые проблемы духовной жизни человека.

В XX веке, наряду с реалистическими традициями в портретной живописи, довольно бурное развитие получают модернистские течения. Художники изображают модель в виде условной схемы, подчеркнуто отвлекаясь от ее реального облика. В этом стиле создавали свои портреты такие знаменитые художники, как Анри Матисс, Поль Сезанн, Пабло Пикассо (Франция), Амедео Модильяни (Италия), Отто Дикс, Эрнст Барлах (Германия), Джордж Беллоуз (США) и др.