Пейзаж в живописи


Пейзаж Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения выступает природа (в первозданном виде или в какой-то степени преображенная человеком).

В пейзажной картине важную роль играет перспектива и композиция, особое значение придается изображению состояния световоздушной среды.

Пейзажная живопись возникла много веков назад. Элементы пейзажа можно обнаружить в наскальных изображениях. Элементы пейзажа широко применялись в настенных росписях в древневосточном искусстве. В качестве самостоятельного жанра пейзаж получил развитие в VI веке сначала в Китае, а затем в Японии.

В европейских странах пейзажный жанр возник гораздо позже. В эпоху Средневековья, когда искусство находилось под властью церковных канонов, пейзаж служил лишь фоном для изображения персонажей, не неся отдельной смысловой нагрузки.

С приходом эпохи Возрождения интерес к пейзажным изображениям резко возрос. Первые произведения весьма несовершенны в вопросе правильного построения перспективы, загромождены не соответствующими друг другу по масштабу элементами ландшафта, и не отличаются целостностью и гармоничностью. Примером может служить работа итальянца Стефано ди Джованни «Шествие волхвов» (I пол. XV в.).

Постепенно вопросы построения перспективы на полотнах живописцев решаются все более грамотно, и пейзаж делается важным элементом всего художественного сюжета произведения. Несмотря на бесспорные успехи в развитии пейзажного жанра, он еще долгое время остается лишь фоном к жанровой картине, портрету или изображению религиозного сюжета. Наглядно это видно на работах Леонардо да Винчи.

Независимым жанром пейзаж становится только в XVI веке. К первым пейзажам относят картины немецкого художника Альбрехта Альтдорфера (1480-1538 гг.): «Пейзаж с замком Верт» (ок. 1522-1530 гг.), «Дунайский пейзаж» (ок. 1520-1525 гг.) и др.

Значительных успехов в пейзажном жанре добились голландские художники. Они создавали реалистичные и полные поэзии изображения природы, без героизации и преувеличения каких-то ее элементов. Примером могут служить картины Питера Брейгеля Старшего (1525-1569 гг): «Детские игры» (1560 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Сорока на виселице» (1568 г.) и др.

Традиции Питера Брейгеля Старшего были продолжены другими голландскими мастерами живописи. Голландские пейзажи обладают преимущественно неяркой цветовой гаммой, отличаются глубокой содержательностью и высокой реалистичностью изображения («Мельница у реки» Яна ван Гойена (1642 г.), «Болото» Якоба ван Рейсдала (ок. 1655-1660 гг.), «Пейзаж с рекой. Вечер» Арт ван Дер Нер (ок. 1650 г.) и др.).

Получил распространение также жанр морского пейзажа («Голландская яхта салютует отплывающему барку», Ян ванн де Капелле, 1650 г.). Многие голландские живописцы работали в жанре городского пейзажа, изображая уютные улочки и ступенчатые фасады зданий, величественные храмы («Вид на Вестер Керк в Амстердаме», Ван дер Хейдена, ок. 1660 г.)).

Во Франции в XVII в. возникло направление «идеальный пейзаж». Такие пейзажи писались в мастерских (не с натуры) и походили на театральные декорации. На их фоне часто изображались идиллические сцены из древнегреческих мифов и библейские сцены («Св. Иоанн на острове Патмос» Николы Пуссена (1644 г.)).

Фламандский художник Рубенс (1577 -1640 гг.) в своих пейзажах, напротив, передавал динамику окружающего пространства, мощь и буйство стихий. Его картина «Пейзаж с радугой» (1632-1635 гг.), на которой он запечатлел сверкающую всем спектром цветов радугу, наполнено эмоциональным зарядом, оно утверждает радость жизни и вызывает чувство оптимизма.

В русской живописи пейзаж к качестве самостоятельного жанра развивается с конца XVIII в. Родоначальником жанра считают Семена Щедрина (1745-1804 гг.), обучавшегося основам живописи в Западной Европе и работавшего в жанре классицизма. Среди первых русских живописцев, в полной мере сумевших показать очарование среднерусской природы, был А. Венецианов (1780-1847 гг.).

На протяжении всей жизни воспевал необыкновенные красоты и величественный дух России знаменитый живописец И. Шишкин (1832-1898 гг.). Среди самых известных картин живописца: «Рубка леса» (1867 г.), «Лесные дали» (1884 г.), «Сосны, освещенные солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889).

В картинах В. Васнецова пейзаж находит сказочно-поэтическое воплощение («Аленушка» (1881 г.)). Эмоционально-драматическими можно назвать произведения художника Ф. Васильева (1850-1873 гг.) - «После грозы» (1868 г.), «Оттепель» (1971 г.). Великим мастером романтического морского пейзажа был Иван Айвазовский (1817-1900 гг.). Пейзажи на полотнах таких русских живописцев, как М. Врубель (1856-1910 гг.) и Б. Кустодиев (1878-1927 гг.) отличаются красочностью и декоративностью и порой кажутся фантастическими.

Большой вклад в русскую пейзажную живопись XIX в. внесли В. Поленов (1844—1927 гг.) Николай Ге (1831—1894 гг.), Валентин Серов (1865—1911 гг.), Илья Репин (1844—1930 гг.).

С середины XIX в. в русском искусстве начал формироваться т.н. лирический пейзаж. Его представители - А. Саврасов (1830-1897 гг.), М. Нестеров (1862-1942 гг.), А. Куинджи (1841-1910 гг.) – мастерски показывали неяркую красоту и тонкий лиризм русской природы. Непревзойденных вершин пейзажный жанр достиг в творчестве И. Левитан (1860-1900 гг.). Левитан был мастером спокойных, и в то же время пронзительно-эмоциональных «пейзажей настроения». Среди шедевров живописца – «Золотая осень» (1995 г.), «Март» (1995 г.), «Весна. Большая вода» (1897 г.) и др.

Выдающиеся мастера пленэрной живописи (импрессионисты) стремились в своих работах передавать оттенки освещения, игру солнечных бликов, переменчивость воздушной пространства. Тем самым они запечатлевали на своих полотнах мгновение («Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне (1873 г.), «Дорога на Жизера в Понтуаз. Снег» Камиля Писсаро (1872/1873 гг.)).

К пейзажному жанру обращались и такие знаменитые художники, как Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, В. Кандинский и др.