Масляные краски в живописи


Рисунок маслом Масляная живопись – техника, предполагающая использование красок с основой в виде растительного масла.

Масляную краску не зря называют Королевой живописи. Живопись маслом на протяжении многих веков остается одной из самых интересных, долговечных, но при этом и одной из самых сложных техник.

В составе масляных красок находится масло и сухие пигменты, придающие цвет. Наиболее часто используется льняное или маковое масло. На воздухе масло окисляется и твердеет с образованием прозрачной водоустойчивой пленки, удерживающей пигменты.

Масляные краски в зависимости от входящих в их состав пигментов делят на прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). При нанесении первых достигается впечатление глянца и глубины, при этом нижележащий слой остается видимым. Укрывистые пигменты дают непрозрачность, т.е. достаточно даже тонкого слоя краски, чтобы совершенно перекрыть нижележащий слой.

В качестве растворителя для масляных красок применяют скипидар или уайт-спирит. Сегодня выпускают также специальные растворители без запаха. Иногда для разбавления красок применяют смесь масла льна, скипидара и лака.

Работая с масляными красками, следует иметь в виду, что они имеют длительный период высыхания (до 30 дней). Масляными красками можно писать однослойно и многослойно. Однослойная живопись предполагает нанесение одного слоя; возможно также нанесение нескольких слоев на еще не высохшие слои. Многослойно пишут в несколько приемов, нанося их на просохшие ранее слои.

В современные масляные краски часто примешивают т. н. сиккативы – вещества, ускоряющие высыхание. Быстро сохнущие краски, с одной стороны, очень удобны в использовании, но с другой – более склонны к растрескиванию после полного высыхания. Полностью высохшее полотно иногда покрывают лаком – для выравнивания тона и защиты от разрушения.

Основание


Обычно основанием для письма масляными красками служит холст – льняной или хлопковый – или деревянная доска. Для улучшения сцепления краски с поверхностью основания, а также для придания основанию определенной фактуры и цвета, его предварительно грунтуют.

Самыми распространенными и простыми в использовании являются акриловые грунты. Несколько слоев грунта наносят на основание и оставляют до полного высыхания. Грунт может быть окрашен в любой цвет путем присоединения к нему акриловой краски или сухого пигмента. Грунт обязательно покрывают тонким слоем льняного масла – для предотвращения поглощения грунтом масла из краски.

Качество подготовки основания напрямую влияет на интенсивность красок и долговечность готового полотна. Если используются прозрачные и полупрозрачные краски, цвет грунта обуславливает общий колорит полотна и, в определенной степени, облегчает работу над ним.

Кисти, палитра


Для письма маслом применяют обычно кисти из свиной щетины (для грубого письма) или колонка (для тонкого письма). Часто находит применение мастихин (специальный металлический или пластиковый мастерок), а также губка или тряпка.

Для получения необходимого оттенка краски смешиваются на палитре, в качестве которой может применяться деревянная доска, вощеная бумага, стекло, пластик или керамическая плитка.

Мастера масляной живописи


Масляные краски впервые стали использоваться в Европе в XV веке. Они обладали массой достоинств (легко смешивались, обеспечивали широкую гамму цветов и большое количество техник нанесения), и постепенно вытеснили яичную темперу, превратившись в ведущую технику живописи.

Среди первых мастеров масляной живописи был голландский живописец Ян Ван Эйк (1390-1441 гг.). Он в совершенстве овладел пластическими возможностями этой техники живописи, искусно применяя просвечивающиеся слои краски, положенные друг на друга. Благодаря новой технике письма живописцу удалось добиваться исключительной глубины и силы света, безупречности светотеневых переходов.

Его картины до сих пор кажутся словно пронизанными воздухом и светом. Вершиной творчества мастера признаются такие полотна, как «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» (обе – ок. 1436 г.).

Великий мастер Возрождения Леонардо да Винчи (1452 -1519 гг.) разработал технику сфумато. С помощью нанесения большого количества полупрозрачных слоев краски живописец стремился к тому, чтобы ни один предмет на картине не имел четких границ. Благодаря этой уникальной технике он добивался на своих полотнах удивительных оттенков и эффектов, создавая иллюзию глубины, атмосферы, целостности. Вершиной мастерства живописца считается полотно «Джоконда» (1503—1505/1506 гг.), на которой с помощью ювелирного нанесения тончайших слоев краски мастер сумел передать магическое свечение женского лица.

Караваджо (1571-1610 гг.) стал мастером письма по тонированной основе (имприматуре), позволяющей подчеркнуть контрастные участки и добиться впечатляющих эффектов освещения. Примерами техники могут служить такие работы художника, как «Юноша с лютней» (1596 г.) и «Положение во гроб» (1602-1603 гг.).

Рембрандт (1606-1669 гг.) стал использовать двойную грунтовку, что придавало его картинам особую выразительность. Среди лучших полотен живописца – «Даная» (1633-1647 гг.) и «Возвращение блудного сына» (1666-1669 гг.).

Второе рождение масляная живопись получила в 19 веке, с развитием такого направления, как импрессионизм. Художникам этой эпохи стали доступны новые красители, значительно более широкой стала палитра цветов. Изменился колорит картин; темные краски сменились чистыми, спектральными цветами; художники начали использовать совершенно новые приемы письма.

Картины представителей этой школы живописи Моне (1840-1926 гг.) и Ренуара (1841-1919 гг.) отличает ощущение живописной непосредственности, непредвзятости, фокусировка на характерном, без углубления в частные детали.