Классицизм в живописи


Классицизм Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») – направление в живописи, одной из характерных черт которого было строгое соблюдение ряда правил, канонов. Правила были разработаны в качестве средства для достижения основной цели – просвещать население, демонстрируя ему возвышенные образцы и примеры.

Классицизм ориентировался на произведения античного искусства, однако это не означало обычного копирования. Направление предполагало также преемственность эстетических традиций эпохи Возрождения, художники которого очень часто обращались к теме античности.

Классицизм берет начало в живописи художников западноевропейских стран конца XVI в. В дело систематизации и закреплении достижений великих мастеров эпохи Возрождения, особенно Микеланджело и Рафаэля, большой вклад внесли братья Карраччи. В 1580-е гг. они открыли в Болонье Академию искусств, обучение в которой строилось на базе детального изучения принципов работы великих живописцев (от основ построения композиции до рисунка) и подражания их мастерству.

В начале XVII в. начинающие живописцы с разных стран приезжают в Рим для обучения живописи на базе ознакомления с шедеврами античности и Возрождения. Больших успехов добился француз Никола Пуссен (1594-1664 гг.). Впоследствии он создал множество достойных в художественном отношении произведений на темы античности и мифологии. Его работы отличала непревзойденная точность композиции и продуманность цветовых решений («Мидас и Бахус», 1625 г.; «Триумф Нептуна», 1634 г.).

Другой французский художник Клод Лоррен (1600-1682 гг.) написал серию пейзажей окрестностей Рима. Он стал первым из живописцев, кто серьезно заинтересовался вопросом изображения утреннего и вечернего освещения, светонасыщенностью. Филигранная работа со светом и с изображениями силуэтов, создание эффекта глубины пространства – все это создает стилистику произведений Лоррена («Пейзаж с купцами», 1628 г.; «Похищение Европы», 1655 г. и др.).

Своего расцвета классицизм достигает в XVII в. вместе с расцветом абсолютной монархии во Франции и выраженным подъемом театрального искусства. Во главе направления стоит открытая в 1648 г. в Париже Академия художеств, создавшая свод непоколебимых правил и законов для живописи.

Предметом искусства могло становиться только прекрасное и возвышенное; эстетическим идеалом оставалась античность (поэтому в работах классицистов нельзя найти человека с бесформенной фигурой или дряблой кожей). Академией также были установлены принципы изображения «страстей»; она же разделила жанры искусства на «высокие» (исторический, религиозный, мифологический) и «низкие» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр), причем совмещение жанров на картинах не допускалось.

В произведениях классицизма основное значение получили: логический смысл сюжета, ясная и грамотная композиция, верная передача объема. Главными элементами построения формы стали линия и светотень; разделение в планах пейзажа проводилось с использованием цвета (передний план делался коричневым, средний – зеленоватым, дальний – голубым).

Видными представителями европейского «позднего классицизма» или «неоклассицизма» стали французские художники Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867 гг.). Предельно сухой и полный драматизма живописный язык Жак-Луи Давида с одинаковым успехом воспевал идеалы Великой Французской революции («Смерть Марата», 1793 г.) и прославлял Первую империю во Франции («Посвящение императора Наполеона I», 1805-07 гг.).

Картины Энгра, часто обращавшегося к романтическим сюжетам, восхищают чувством стиля, изяществом линий, великолепной игрой цвета и света («Большая одалиска», 1814 г.; «Сидящая купальщица», 1808 г.).

Постепенно живопись европейского неоклассицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных живописцев (Жак-Луи Давид и Жан-Огюст-Доминик Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментальное салонное искусство.

Русский классицизм появился в процессе европеизации России при Екатерине II и был распространен в конце XVIII и в 1-й половине XIX вв. На полотнах художников господствующими становятся идеи гражданственности, возвышенных нравственных идеалов, патриотизма, ценности человеческой личности. Античная культура, так же как и в европейском классицизме, принимается за абсолютную классику и бесценное историческое наследство. Искусство видится средством, которое должно укрощать грубые страсти и заниматься нравственным воспитанием через романтическое утверждение красоты.

К представителям русского классицизма относят прежде всего портретистов Д. Г. Левицкого (1735-1822 гг.), Ф. Рокотова (1736-1808 гг.), В. А. Тропинина (1776-1857 гг.), О. Кипренского (1782-1836 гг.), В. Боровиковского (1757-1825 гг.). Живописцы создали целую галерею замечательных портретов современников – работы, воспевающие внутреннюю красоту и благородство человеческих стремлений.

Портреты донесли до нас образы знаменитых людей и явили зрелость и художественное мастерство художников. Среди самых знаменитых работ – «Коронационный портрет Екатерины II» Ф. Рокотова, 1763 г.; «Портрет Е. И. Нелидовой» Д. Левицкого, 1773 г.; «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского, 1797 г.; «Портрет Пушкина» В. Тропинина, 1827 г.

Знаменитым русским классицистом является К. А. Брюллов (1799-1852 гг.). На его картинах академический классицизм сочетался с романтизмом. Самое известное полотно художника «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) отличается драматическим сюжетом, театральной эффектностью пластики, сложностью освещения и виртуозным исполнением.

Эти и другие художники – представители классицизма - в своих работах во многом предвосхитили достижения русского реализма последующих десятилетий.