Исторический жанр в живописи


Исторический жанр Историческая живопись посвящена историческим персонажам и событиям. Произведения, относящиеся к этому жанру, отображают значимые для отдельного народа или всего человечества события.

Довольно часто картина ставит целью не реалистическое изображение события, а намеренно его возвеличивает с целью формирования исторического мифа.

Картины могут не только воссоздавать значимые исторические события прошлого и настоящего, но и отображать библейские сюжеты, а также сюжеты из мифологии. Эволюция жанра связана напрямую с трансформацией религиозно-философских воззрений в культуре.

Исторический жанр живописи тесно переплетается с бытовым жанром (исторические бытовые сцены), портретом (портреты исторических деятелей), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром (изображение батальных сцен).

Исторический жанр живописи возник далеко в древности. В произведениях обычно соединялись историческая реальность с мифологическими аллегориями. В течение многих веков исторический жанр развивался в русле настенной живописи. В странах Древнего мира получили распространение различного рода исторические композиции, изображающие военные походы, сражения, прославление военных побед победителя, с документальной точностью воспроизводившие эпизоды истории.

В годы Средневековья исторический жанр в живописи имел в основном религиозно-мифологическую направленность. Исторические события хоть и получали отражение в произведениях мастеров, но обычно служили только фоном к библейским сценам.

В эпоху Возрождения, когда общество начало освобождаться от тотального контроля церкви, исторический жанр несколько сменил свою направленность: в полотнах художников вновь появились полные динамизма батальные сцены, причем авторы обращались как к современным, так и к античным временам. Начиная с эпохи раннего Возрождения и до XIX века жанр получал воплощение и в монументальных, и в станковых формах, а также в иллюстрациях и миниатюрах.

Примерами произведений исторического жанра могут служить батальные полотна Паоло Уччелло, росписи Андреа Мантенья (1431-1506 гг.) на темы античной истории, некоторые композиции Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), полотна Тициана (1490-1576 гг.), Тинторетто (1519-1594 гг.).

Стремительные перемены в жизни европейских государств в XVI-XVII вв. (многочисленные войны, расцвет одних государств и упадок других) приводили в тому, что исторический жанр в живописи постепенно вытеснял все другие. Историческим сюжетам посвящены многие полотна Рубенса (1577-1640 гг.), Рембрандта (1606-1669 гг.), Веласкеса (1599 -1660 гг.).

Значительным событием в развитии исторического жанра стало написание в 1635 году Диего Веласкесом (1599 -1660 гг.) полотна «Сдача Бреды» (1635 г.). Живописец запечатлел событие недавнего прошлого - передачи ключей губернатором города Бреды главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле. По задумке автора произведение должно было увековечить непобедимость испанских Габсбургов. С другой стороны, художник показал новое, не свойственное ранее, отношение к историческим событиям – он запечатлел не кровавую битву и торжество победителей. Для испанского мастера история противостояния двух государств – это прежде всего судьбы участников события, от полководца до солдата, и в этом сила и человечность произведения.

Постепенно исторический жанр утвердился как ведущий жанр в академизме и классицизме, его стали называть «высоким» жанром. Выдающийся вклад в развитие жанра внес французский живописец Жак Луи Давид (1748-1825 гг.). Его знаменитое полотно «Клятва Горациев» (1784 г.), на котором изображен эпизод из древнеримской истории, призывало народ к борьбе против монархии и в определенной степени способствовало приближению Французской революции. В своей картине «Смерть Марата» (1793 г.) художник обратился уже к современным событиям. Полотном, показывающем убийство знаменитого революционера, наполненном пафосом и драматизмом, художник хотел прославить якобинца Жан-Поля Марата как настоящего героя Франции.

Известное полотно Эжена Делакруа (1798-1863 гг.) «Свобода, ведущая народ» (1830 г.) также воспевает французскую революцию, самоотверженность французов и их готовность отдать жизнь за свободу.

В русском искусстве исторический жанр всегда занимал почетное место. В XI-XII вв. он представлен портретами князей, прославившихся своими военными подвигами. С XV века стали проявляться полотна с изображением батальных сцен. Среди самых знаменитых произведений – икона «Битва суздальцев с новгородцами», рассказывающая о событиях XII века, а также икона «Осада Тихвинского монастыря шведами в 1613 году».

Начало XIX века ознаменовалось произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года. На своих полотнах живописцы показывали героизм русского народа, победившего в войне с Наполеоном, прославляли героев сражений.

Великолепным мастером исторического жанра был В. И. Суриков (1848-1916 гг.). В его картинах нашли отражения выдающиеся исторические события, героические характеры. Среди лучших произведений художника – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.). Живописец показывал, как в переломные моменты истории формируется национальный характер, как как закаляются героические личности и проявляются характеры людей. Рисуя многоликую толпу, художник мог передавать разнообразные оттенки душевных движений отдельных персонажей, и объединял в сложное целое огромную массу.

В историческом жанре работали А. П. Рябушкин (1861-1904 гг.), С. В. Иванов (1864-1910 гг.), Н. К. Рерих (1874-1947 гг.), А. М. Васнецов (1856-1933 гг.). В их полотнах нашли отражение важные события отечественной истории, героические действия исторических деятелей и простых людей. Интерес к историческому жанру не угас и теперь. К нему обращаются такие известные мастера современности, как Т. Г. Назаренко, И. С. Глазунов и др.