И. Пырьев. Массовость, народность


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Большим, серьезным уроком для всех нас, работников искусства, послужило обсуждение важнейших идеологических проблем на встрече руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции.
Каждому из нас оно напоминает о том, что нельзя в практической работе ни на минуту забывать о главном, основном — о наших идейных принципах; оно напоминает нам о том, что мы всегда обязаны по-партийному непримиримо давать отпор любым проявлениям буржуазной идеологии, ревниво заботиться о высокой идейности и художественном мастерстве наших произведений.
Наряду с хорошими картинами, которые у нас есть и которые имеют успех у народа, многие наши картины еще весьма посредственны и примитивны. Они, к сожалению, не о том главном, большом, радостном и героическом рассказывают, что есть сейчас и было в прошлом у нашего народа.
Чувство досады у нас и у зрителя вызывают пустовато-тоскливые фильмы на мелкие темы, с мелкими характерами и надуманными конфликтами.
И все же находятся среди наших кинокритиков и крупных мастеров товарищи, которые подобные фильмы считают «новаторскими», «модными», о них пишутся архихвалебные рецензии, статьи. А зритель смотреть их не желает.
Подобные явления в нашем искусстве вызваны в какой-то степени тем, что за последнее время в кинематографии было ослаблено руководство идейно-творческим процессом, важное государственное дело было по существу пущено на самотек.
За последние годы на наши киностудии пришло очень много творческой молодежи всех основных профессий. Уже с первых своих работ она заявила о себе смело, ярко, темпераментно. Некоторые фильмы молодой режиссуры, отмеченные безусловной одаренностью и поисками новых форм, были хорошо встречены у нас в стране и за рубежом. Правда, привлечь и поддержать молодой талант — это лишь одна сторона вопроса, направить же его дарование на верный путь развития — это другая, не менее, а, я бы сказал, более важная.
К сожалению, в последующих своих работах значительная часть молодой режиссуры — не без влияния некоторых «теоретиков» — стала на путь подражания образцам ультрамодных направлений французского и итальянского кино. Этому в какой-то мере потворствовали и их учителя, киномастера старшего поколения. Вместо того чтобы по-отечески строго и требовательно руководить своими учениками, прививать им лучшие традиции советского киноискусства, они «заигрывали», либеральничали, безмерно захваливали своих учеников и брали их под защиту от какой-либо критики.
Именно в результате этого в ряде картин проявилось пассивное, объективистское отношение к нашей действительности — словно авторы этих фильмов стесняются показать ее с хорошей, положительной стороны. Именно на этой почве мог появиться такой фильм, как «Застава Ильича» режиссера М. Хуциева, со всеми его недостатками и идейными просчетами, справедливо подвергнутыми критике на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства.
Ошибки и недостатки есть и в работе нашей творческой организации, нашего союза. Мы не очень любим критику. Начнешь критиковать маститых и народных — не оберешься обид. Станешь критиковать молодых — приклеивают ярлык ретрограда и губителя молодых дарований. Сложно, очень сложно обстоит в среде кинематографистов дело с критикой... Мы еще мало помогаем друг другу в творчестве, в замыслах, в работе, мало советуемся друг с другом. Мы весьма либеральны к ошибкам и заблуждениям товарищей по профессии.
А ошибки и недостатки есть у нас и в общественных — устных и печатных выступлениях наших коллег. Все это необходимо честно признать. Мы понимаем, что от художников наших дней — особенно в таком искусстве, как кино, — на крутом повороте истории требуется острое чувство нового, умение видеть жизнь в ее динамике, умение видеть перспективу развития общества. Без этого их творчество не может быть полноценным.
В свете поставленных в речи Н. С. Хрущева перед нашим искусством задач и требований киномастеру наших дней сейчас необходимо глубже изучать жизнь, вооружаться идейно. Только в органическом сочетании высокой идейности, таланта, мастерства и глубоких знаний жизни он сможет создавать произведения, которых ждут народ и партия.
Советское киноискусство всегда — ив годы гражданской войны, и в годы восстановления и строительства, и в дни Великой Отечественной войны, и сейчас — было, есть и будет верным и преданным помощником нашей славной ленинской партии во всех ее делах и устремлениях.
Работа нас ждет во всех жанрах киноискусства очень большая. Нам предстоит более правдиво отображать жизнь советского народа, вскрывать новые пласты современной действительности, открывать новые человеческие характеры. Наше искусство призвано стать массовым и народным в самом широком понимании этих слов.

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.