А. Новиков. Народным талантам — светлый путь


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Вчитываясь в речь Н. С. Хрущева на встрече с деятелями культуры, еще раз видишь, сколь велика забота партии о литературе и искусстве, этом остром идейном оружии. Решительно выступив против чуждых, буржуазных влияний, партия снова подчеркнула огромное значение литературы и искусства в коммунистическом воспитании народа.
С высоких партийных позиций мы должны подходить не только к профессиональному искусству, но и к художественной самодеятельности. Ее тоже надо зорко оберегать от формализма, от тлетворного влияния буржуазной идеологии.
Наша художественная самодеятельность, охватывающая многомиллионные массы трудящихся, день ото дня развивается и стоит на позициях реалистического искусства. Однако на любительской сцене появилась масса подражателей дешевой эстраде, не имеющей никакого отношения к народному творчеству, а слепо заимствованной у Запада. Беда в том, что важнейшие вопросы репертуара (что ставить в драматическом кружке, что петь в хоре, играть в оркестре) решаются часто с позиций плохого вкуса. А ведь вопрос это не просто эстетический, а и вопрос политики, коммунистического воспитания.
Вспомним, как развивалась у нас художественная самодеятельность. Она тем и сильна, что всегда опиралась в своем творчестве на подлинно народные традиции, развивала их и на этой плодотворной основе создавала свои неповторимые образы нового, сегодняшнего во всех жанрах народного искусства: в песнях, танцах, в затейничестве... Все это резко отличалось от вылущенной профессиональной эстрады, питало ее «соками земли», неистощимой народной фантазией, выдумкой, остроумием, жизнерадостностью. Именно крутой взлет нашего народного искусства дал толчок к профессионализации целого ряда хоров, ансамблей народных песен и танцев. Появились такие замечательные коллективы, как ансамбль солдатской песни (Краснознаменный имени Александрова), хоры русской песни: имени Пятницкого, Воронежский, Северный, ансамбль «Березка» и другие.- Нас не может не беспокоить, что за последние годы художественная самодеятельность все более теряет свое собственное творческое лицо. Она стала просто копировать профессиональное искусство, повторяя и хорошее (против этого, конечно, не возразишь!), а также, к сожалению, и плохое.
Поясним примером. Появилась в самодеятельном коллективе девушка с хорошим, звучным, красивым низким голосом. Она любит и хорошо поет русские народные песни. Дать бы ей для сопровождения хорошего баяниста или оркестр народных инструментов и направить ее творчество на создание программы русских народных песен! Но нет, ее тотчас перехватывает лихой маэстро из клубного джаза. Девушку перестраивают на исполнение модных «лирических» (читай, заунывных, надрывных) песенок, делают ей соответствующую заграничным кинообразцам прическу, одевают в короткую юбочку, учат гнусавить и картавить слова песенок в стиле ресторанной шансонетки. Дескать, это модно, это будет иметь успех!.. Так в погоне за ложной модой развращают вкусы не только этой девушки, но и массы слушателей.
А зачем? Разве наряд с чужого плеча лучше, разве вся эта манерность органична, естественна и действительно раскрывает талант? Поет же Л. Зыкина — и отлично! — русские народные песни, став замечательным явлением на профессиональной эстраде. Зараза «модных веяний» слишком сильно проникла в самодеятельность. Вместо народного искусства, вместо исполнителей народных песен — русских, украинских, узбекских и других народов — в клубах стали появляться эдакие стандартные «вненациональные» девушки с безголосым джазовым репертуаром и вычурными манерами поведения на сцене.
Джазомания заражает даже народные хоры. Иные из них, забывая, что их задача искать в сокровищнице фольклора лучшее и возвращать народу его песни в обогащенном виде, стали подлаживаться под обывательские вкусы, поют фокстроты или заунывные песни в стиле «заплачек».
Чуждая народу джазомания особенно захватила так называемые эстрадные оркестры и ансамбли, густо взращенные и всячески, к сожалению, поощряемые многими руководителями клубов, дворцов культуры. Как горько бывает, когда, заходя в клуб, днем с огнем не находишь исконно народных коллективов: хоров, оркестров народных инструментов, баянистов. Зато обязательно есть «свой» визгливый, шумный джаз — это опять-таки модно!
Н. С. Хрущев, говоря о джазах, сказал: «Не следует думать, что мы противники любой музыки для джазов, разные бывают джазы...» При этом упоминалось о хорошей музыке И. Дунаевского, о некоторых песнях джаза Л. Утесова. Но ведь факт, что у нас даже в профессиональном искусстве таких джазов, с которых можно было бы взять пример, как говорится, раз, два — и обчелся. Что же говорить о доморощенных джазах в клубах, по существу беспризорных, бесконтрольных, выдающих свои «художества» за искусство?
Самодеятельность надо ориентировать на изучение фольклора, на творческую разработку и современное воплощение подлинно народного искусства. Необходимо всячески поощрять чисто народные формы музицирования — оркестры различных народных инструментов, домро-балалаечные, баянистов, симфонические, духовые. Для них, кстати, имеется огромный разнообразный нотный репертуар. Развитие этих оркестров будет стимулировать и композиторов к созданию нового репертуара.
Не будем забывать и о том, что эстрадные оркестры насаждают и такие танцы, о которых Н. С. Хрущев с гневом говорил: «Чувство возражения вызывают некоторые так называемые современные танцы, занесенные в нашу страну с Запада. Это просто какие-то непристойности, исступления, черт знает что! Говорят, что такое неприличие можно увидеть только в сектах трясунов».
На танцевальные площадки, на квартиры, да и в клубы вместо благородной хореографической красоты бальных танцев, которая включала изящество поз, движений, облагораживала человека, пришла толпа «трясунов» с безобразными, непристойными движениями. От музыки же остался только один ритм, механически отбиваемый барабаном, да кликушеские взвизгивания трубы. Прибавьте еще к этому создаваемое кое-где соответствующее «художественное» оформление из разноцветных фонариков, а то и просто полумрак, чтобы бесстыдству было привольней... Такие, с позволения сказать, танцы огрубляют человека, принижают его достоинство, порождают у молодых людей циничное отношение к девушкам.
Виновата ли в этом наша замечательная советская молодежь?
Конечно, нет!
Счет следует предъявить нам, взрослым, которые не заметили роста запросов молодежи, не научили ее красива развлекаться, танцевать. Создали же поэты и композиторы целую антологию советских песен для народа, для молодежи, песен хороших и разных! А вот танцев не создали. Думается, что это можно и должно сделать. Надо подтолкнуть наших талантливых мастеров балета внимательнее присмотреться к молодежи и создать вместе с композиторами действительно интересные, красивые и увлекательные танцы. Конечно, не в стиле «отбросов западной культуры», а, как и все наше советское искусство, взяв за исходные позиции неистощимую сокровищницу народных танцев, в которых есть и красота, и грациозность, и мужество, и нежность, и лиризм, и удаль — все богатства человеческой души.
А почему бы и огромной армии любителей танцевального искусства из коллективов самодеятельности не заняться сочинением красивых бальных танцев? Вот поистине благородная, увлекательная и очень нужная задача! В свое время на различных смотрах самодеятельности члены жюри ставили лишний балл хорам за то, что они обязательно пели новую массовую песню, которая перелетала со сцены в зал и подхватывалась массами. Хорошая традиция, но, к сожалению, забытая. Было бы неплохо и танцевальным коллективам показывать в своих программах новые, бальные танцы с тем, чтобы лучшие из них запоминались и тоже уходили со сцены в массы, на танцевальные площадки.
Все, о чем здесь говорилось, — это, конечно, только некоторые вопросы, касающиеся художественной самодеятельности, правильного развития талантов из народа, воспитания вкусов в духе тех требований, которые предъявляет сегодня партия к деятелям искусства, профессионалам и любителям, создающим вместе одно неделимое советское искусство, глубоко идейное, реалистическое, подлинно народное, боевое, зовущее народ на трудовые подвиги в строительстве коммунизма.
Светлый путь народных талантов в нашей стране надо решительно расчистить от чуждых, антинародных влияний. Мы не зря называем наше искусство советским в отличие от буржуазного. Да, у нас свое знамя, советское, знамя нашей партии, которое вдохновляет нас на борьбу, на утверждение в жизни светлых идеалов коммунизма!

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.