З. Азгур. Художник и время


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Xудожник и время... Да, именно эта проблема всегда была в центре внимания Коммунистической партии и В. И. Ленина, когда они задумывались о настоящем и будущем советской культуры. Выразить свое время с предельной правдой его исторических и социальных закономерностей — вот к чему призван художник. Не отставать от быстро текущих дней, жить интересами народа, разделяя с ним все трудности и радости, — таково призвание человека, который посвятил себя художническому труду.
Призвание не имеет ничего общего с претензиями малоодаренных людей торопливо и невразумительно сказать о времени «нечто». Тут-то и появляется «изыск» — формальное оригинальничание и, наконец, откровенное шарлатанство, которое стало идейным оружием капиталистов, — абстракционизм. Формализм — это неясность идейных убеждений. Абстракционизм и того хуже — затуманивание всякого подобия мыслей. Поэтому реализм, особенно социалистический реализм, с одной стороны, и формализм, с другой стороны,— враги. Они враждуют, ибо реалистическое искусство правдиво выражает свое время, а антиреалистическое лишено примет времени. По нему нельзя видеть и чувствовать время.
Высший правдолюбец — наша партия всегда видела своего союзника в борьбе за идеалы будущего в реалистическом искусстве. Об этом невольно думал я во время встречи деятелей литературы и искусства с руководителями партии и правительства 17 декабря 1962 года.
Человек и окружающая природа, общественное бытие и повседневный быт всегда составляли основу и душу искусства. Великие мастера, понимая назначение искусства, не случайно были глашатаями передовых идей своего времени. Фидий и Микеланджело, Рафаэль и Рембрандт, А. Иванов и Курбе, Антокольский и Роден, Репин и плеяда передвижников, великие живописцы Китая и мастера цветной ксилографии Японии, Гойя и Веласкес — разве все они не были вдохновенными выразителями идей своего времени, пытливыми новаторами, поэтами гуманизма, воспевшими красоту и духовную силу человека? Вне человека, его высокой морали и его восприятия окружающего мира нет искусства.
Эти же мысли высказывал часто навещавший мою мастерскую Якуб Колас. «Выдумывать героя не надо, — говорил он мне. — Вы его всегда можете увидеть в жизни. Сама повседневность дает художнику столько образных явлений, что их и без выдумки хватит для создания портрета современника. Задача художника — уметь воплотить достойное отражения...»
Значит, искать высокую форму художественности вне жизни — нелепо. Каждое подлинно художественное произведение как человек: оно живое, очень конкретное, своим содержанием заражает, пробуждая в нас стремление к жизни. В нем всегда есть великая потенция. Поэтому нелепым звучит деление художников на «молодых» и «старых». Произведение ведь молодо, если оно зовет, воздействует на зрителя вне зависимости от того, сколько лет художнику. Я напомню вам хотя бы такие полные завидного света весенние пейзажи В. К. Бялыницкого-Бирули, по-молодому дерзкие карикатуры Кукрыниксов, овеянные юношеской лиричностью скульптурные произведения одного из наших старейших советских скульпторов — В. В. Лишева...
Правда времени — это всегда молодость, живущая в произведении искусства. И наоборот. Абстракционисты провозглашают себя новаторами. Но сколько в их «новациях» старческого маразма! Не потому ли это, с позволения сказать, искусство так заботливо опекается и поддерживается магнатами капитализма?
Для нас, людей нового мира, важно не только, что и кого видит зритель, осматривая, скажем, произведения скульптуры, а и эмоциональный отзвук, рождающийся в его сердце. Впрочем, это касается вообще искусства и литературы.
Если ты умеешь найти в жизни нечто достойное воплощения, конкретизировать и сконцентрировать его, как в фокусе, ты тем самым выполняешь воспитательную задачу, которая была поставлена перед советским искусством с первых дней его зарождения. А о какой воспитательной роли формализма и абстрактного искусства может идти речь, если оно представляет собой полный отказ от каких-либо мыслей и нормальных естественных человеческих чувств и восприятий, если оно — сжигание всех мостов, связующих образ искусства с образом реального мира.
Спрашивается, какое же это выражение современности, если миллионы людей или активно его отвергают, или равнодушно проходят мимо, а если и оглядываются, то с омерзением. Пусть защитники современного формализма утверждают, что их искусство опережает время. За все время существования в искусстве формализма на его языке, на мой взгляд, не были убедительно высказаны мысли, которые нашли бы отклик в каком-либо народе.
Только реалистический язык, язык жизненной правды способен донести до масс прогрессивные гуманистические идеалы наших дней. В этом залог бессмертия реализма.
Для всех народов мира скульптуры В. Мухиной, И. Шадра, Н. Андреева являются образным выражением построенного в нашей стране социалистического общества, неудержимого движения народа к коммунизму. Всемирно известная работа Е. Вучетича — памятник в Трептов-парке в Берлине — есть образное выражение стремления прогрессивного человечества к миру. Памятник Т. Шевченко в Харькове М. Манизера выражает кровную связь художника и народа. Работы Л. Кербеля, Н. Томского, В. Цигаля и многих других замечательных советских скульпторов — это песни о красоте духовного мира советского человека.
Великой задачей искусства является воплощение красоты человека, понимание и показ прекрасного в жизни. В решение этой задачи внесли и вносят свой вклад многие замечательные художники братских социалистических республик. Это армянский скульптор Сарксян и вдохновенный грузин Николадзе, замечательный мастер украинской скульптуры Лысенко и многие другие.
Только пачкуны из лагеря формализма и натурализма в буржуазных странах «соревнуются» в создании безобразных, уродливых, отталкивающих «творений». Передовые художники всего мира каждую свою частицу красоты отдают в сокровищницу мирового художественного творчества. Это венгр Кишфалуди Штробл, и финн Аалтонен, и американец Буффано, и многие другие. Передовые художники все вместе как бы создают величественную картину современной жизни, многогранный образ современного человека.
Деформируя и искажая до абсурда известные представления о реальной жизни, современные формалисты не проронили ни звука в знак протеста против отрицательных, уродливых явлений в современной капиталистической действительности, тогда как прогрессивные мастера искусства с каждым днем все более единым фронтом наступают на зло и пороки, бичуя их языком сатиры и трагедии. Они выступают на защиту всего прекрасного и возвышенного. Разве не перекликаются между собой такие произведения, как «Конец» Кукрыниксов и «Ужасы Хиросимы» супругов Маруки? Надеждами, тревогой и заботой о будущем счастье поколений проникнуты эти произведения.
Метод социалистического реализма бесконечен в своем развитии и новаторстве. Он бесконечен потому, что основан на традициях реализма, всей многовековой истории мирового искусства. Он новаторский потому, что черпает свои главные качества не из какого-нибудь стиля, а из самых глубин жизни, мыслей, чаяний, страстей и надежд человечества. И потому метод социалистического реализма нельзя ограничить какими-либо двумя-тремя формами выражения.
Мне кажется, что художник должен передавать постоянно меняющуюся жизнь человека с характерными чертами эпохи. Эти изменения и развитие находят свое выражение в различных проявлениях жизни и непосредственно в облике самого человека. Но при этом, само собой разумеется, что человек не изменяется в своем анатомическом строении, не теряет гармонии и красоты своего внешнего облика, и художник не вправе произвольно менять его. Так как один художник не похож на другого в своем восприятии мира и, следовательно, по-своему выражает жизнь, он, находясь на позициях социалистического реализма, может в своих произведениях сказать что-то новое, если он при этом не будет кому-либо подражать, останется верным своему таланту.
Разумеется, прекрасное следует искать, а не «хватать» лишь импозантную «красивость» внешнего порядка. Тогда тебя ждет подлинная творческая радость. Уточняя прекрасное в искусстве, художник утверждает его в жизни, борется за него, прославляет. Это — проповедь величия и силы человека. А все то, что проповедует человеческий порок, обречено.
Особенностью современнрго искусства, социалистического реализма нам представляется то, что идейность его не является и не должна быть «неуловимой», как бы случайно «выступающей» в произведении. Нет, она должна быть, как и есть в лучших произведениях, четкой, целенаправленной, взывающей к жизни.
Борьба за усиление идейности нашего искусства не снимается, а вступает в новую фазу, где идейная стройность требует высокой и прекрасной художественной формы. Пафос идей должен найти свое выражение в возвышенных, монументальных художественных формах. Да, нам нужно сейчас искусство больших форм, искусство, пронизанное чувством гражданственности, говорящее о великом и обращенное ко всему человечеству, говорящее от имени лучших, наиболее прогрессивных и сознательных его представителей. Не от лица своих близких знакомых, я от линя твоего народа должно обращаться наше искусство к народам мира, взывая к самым высоким чувствам человека, пробуждая возвышенные мысли, ведущие к активным действиям.
Только с развитием метода социалистического реализма можно связать такие понятия, как новаторство, новые достижения в области художественных средств изобразительного искусства. Именно на пути реализма открываются широкие просторы для подлинного выражения творческого гения народов Советского Союза.
Бывают события, которые заставляют тебя как бы снова взглянуть на пережитое и на самого себя. Таким событием для меня были встречи художников с руководителями страны. Совместное обсуждение насущных вопросов идеологической жизни еще больше сплотило нас. Нелицеприятный, прямой разговор о том, что мы делаем хорошо, что плохо, поднял достоинство каждого художника Советского Союза. Искусство получило ясные перспективы развития. Поэтому так хочется работать и работать. Творческое беспокойство помогает и мне, когда я утром отправляюсь в мастерскую. Не упустил ли я время?

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.