А. Пластов. Дело, которому мы служим


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Кто побывал на выставке московских художников в Манеже, тот, без сомнения, был поражен тем, так сказать, многошумьем, какое царило в некоторых залах, яростью спорящих между собой зрителей. И это не удивительно.
В путаных, часто бестолковых, но искренних и горячих спорах дискутировался вопрос: с подлинным ли искусством выступили московские живописцы и скульпторы на своей ретроспективной выставке?
По этим спорам можно было судить, как близко принимают к сердцу вопросы искусства советские люди, как они выросли за последние годы, как нужно, необходимо искусство в жизни.
Надо признаться, что нападки приверженцев «нового» на искусство социалистического реализма не были неожиданностью для многих художников. Они исподволь готовились давно, и мы видели, как накапливались силы для удара по искусству жизненной правды, по искусству для народа, по священным традициям великих предшественников социалистического реализма.
Печать, радио, телевидение, к глубокому сожалению, неоднократно предоставляли свои высокие трибуны для пропаганды таких взглядов на искусство, которые глубоко чужды и нашей идеологии, и нашему народу, и нашему представлению о великой роли искусства в формировании человека нашей эпохи, человека коммунистического завтра. Но, как говорится в народе, сколько веревочку ни вить, а кончику быть. Пришел и этому делу конец.
Н. С. Хрущев и другие руководители нашей партии и правительства на месте ознакомились с тем, что происходит в Манеже, в жизни художников вообще. Благотворный метод — все в жизни видеть своими глазами — помог найти мудрые и справедливые решения и разрядил затянувшиеся дискуссии и споры.
Наша партия и правительство решительно встали на защиту советского реалистического искусства, которое долгое время, повторяю, всяко, подспудно и открыто, подтачивалось кучкой демагогов и любителей дешевого успеха, противопоставлявших себя, свой утлый индивидуализм тому вечно юному, вечно новому, вечно прекрасному искусству, что именуется у нас социалистическим реализмом.
Что же породило эти уродливые и печальные явления в нашем обществе, какие соки питали бессовестных недорослей и самовлюбленных недоучек? Ведь они ставили под сомнение, пытались низвергнуть все то, к чему стремились художники реалистического склада, зримо и правдиво раскрывавшие в своих работах жизнь народа.
Трудно в немногих строках небольшой заметки достаточно подробно осветить этот вопрос. Всего лучше говорится об этом в прекрасной речи Л. Ф. Ильичева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Ясно только одно, что этот отряд мнимых «новаторов» проник в нашу среду, прикрывшись модной левой фразой, чтобы ударить с тыла по сторонникам социалистического реализма. Во всяком случае, ждать от них доброго было трудно. И не случайно работы, ими демонстрируемые, по слову Н. С. Хрущева, казались намалеванными хвостом осла.
Ясно и то, что всякая сознательная или бессознательная попытка подменить социалистическое содержание нашего искусства антинародным, формалистическим штукарством на руку только политикам и дельцам Запада. Им не дает покоя монолитное единство нашего народа, они спят и видят, что их труды и немалые расходы увенчаются долгожданным шумным успехом.
Наш долг, долг художников-реалистов, поступать сейчас и всегда так, как говорил В. И. Ленин, считавший, что сами художники-реалисты во всеоружии профессиональных знаний и опыта должны выступать против чуждых, враждебных нам нравов и тенденций в искусстве.
Не могут те, кто создавал искусство, снискавшее любовь и уважение миллионов людей в нашей стране и за ее рубежами, мириться с возрождением формалистического фокусничества. И мы, художники-реалисты, не миримся и не будем мириться с раздутым, субъективистским своеволием, бессмысленным и вредным, которое пытается навязать нам группка формалистических фокусников. Сейчас можно услышать такие разговоры, что вот-де, прогнав с поля саранчу, мы откроем путь новой беде — на место саранчи не наклюнется ли какой-нибудь грач. Из тех, что некогда благоденствовали при Сталине, а теперь вышли из оцепенения, в котором пребывали последние годы, и подозрительно зашевелили носами.
Что можно ответить на подобные опасения? Только одно: эти опасения не имеют под собой реальной почвы. Нужно знать и верить, что у нас навечно утвержден ленинский курс в жизни, и порукой тому Центральный Комитет партии во главе с Н. С. Хрущевым. Еще хуже иное недомыслие: будто бы в интересах нашего изоискусства сосуществование с задиристой и чванливой группкой «новаторов». Оставим пока в покое их бесцеремонное жонглирование всем известными и почитаемыми словами: новаторство, современность и т. д. Спекуляция такими и подобными им великими категориями слишком обнажена, чтобы ввести в заблуждение кого-либо. Даже простаки начинают отворачиваться от таких приемов пропаганды «нового искусства».
Позволю себе привести опять-таки слова из речи Л. Ф. Ильичева: «Идея сосуществования в области идеологии на деле есть не что иное, как предательство интересов марксизма-ленинизма, интересов социализма». Яснее и вернее не скажешь.
Естественно, между прочим, спросить: о чем в эти дни думали наши искусствоведы? Обидно, что некоторые из них занимали выжидательную позицию перепуганного обывателя: «Чья-де возьмет или там видно будет». А были и такие, что очертя голову решили идти в ногу и даже впереди «атакующих» социалистический реализм, его великие традиции и его сторонников. Буржуазная политическая жизнь Запада подсказала им методы наскока и бравады по отношению к нашему искусству.
Хорошо бы, если б по этому, очень болезненному и во многом запутанному вопросу выступили ведущие деятели нашей литературы, изменив своему странному обидному равнодушию к работам художников кисти и резца. Давно пора нам начать налаживать более деловую и сердечную связь, полезную, нужную для той и другой стороны, для блага нашего великого народа. Силы-то у нас есть больше, чем мы предполагаем в себе. Было бы только настоящее чувство ответственности за свое дело, за свое место в общей великой стройке коммунистического завтра.

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.