Л. Кербель. Всегда быть с народом


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Xудожник не может не думать о своей ответственности перед обществом, о том, что несут людям произведения, созданные им и его собратьями по профессии. Абстракционистские веяния, захватившие некоторую часть нашей творческой молодежи, вызвали тревогу в моем сердце. Я увидел в этом попытку дискредитировать социалистический реализм, подорвать авторитет нашего жизнеутверждающего, глубоко гуманистического искусства. Поэтому большой и откровенный разговор на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства был очень необходим. Он ответил на многие волновавшие художников вопросы и вдохнул в нас новую творческую энергию.
Развитие искусства неразрывно связано с развитием общества. Наш народ строит сейчас самое справедливое общество на земле — коммунистическое, и наше искусство, идя в ногу с народом, все больше приобретает коммунистические черты. Искусство призвано активно воздействовать на формирование духовного мира людей. Роль его чрезвычайно велика. Только худвжник, вдохновленный великими идеалами коммунизма, изображающий нашу действительность правдиво и талантливо, может помочь своему народу быстрее достичь желанной цели.
Буржуазные критики обвиняют нас в нивелировании индивидуальностей. Но это — их собственное, совершенно бездоказательное измышление. На самом же деле социалистический реализм обеспечивает широчайшие возможности для раскрытия индивидуальности дарования, всей его силы и самобытности. Сколько у нас неповторимых и замечательных художников! Вспомним, например, полотна Г. Коржева, поэтически воспевающие борьбу народа за свободу и счастье, или полные солнечного света картины А. Пластова. А сколько индивидуальной характеристики в портретах В. Нечитайло, в образе матери в надгробном памятнике Г. Иокубониса. Вспомним также мягкие по пластике и психологически тонкие портреты скульптора М. Аникушина, интересные поиски молодых скульпторов Н. Сковородина, О. Комова и Ю. Чернова. Этот перечень очень разных, непохожих друг на друга художников можно продолжать и продолжать.
Разумеется, иным скептически настроенным западным наблюдателям просто не понять новаторский характер нашего искусства. Увидеть новые качества в новом человеке, нашем современнике, строящем коммунизм, и воплотить их в яркой художественной форме может только художник, глубоко верящий в великие коммунистические идеалы, считающий их своими.
Социалистическая действительность — неиссякаемый источник вдохновения, тем, сюжетов. Но достойно запечатлеть ее в совершенных художественных формах для наших и последующих поколений даже очень одаренному человеку не удастся без постижения глубочайших основ художественного творчества.
И пусть нет рецептов, как достичь высокого совершенства, зато есть опыт предшественников и мастерство, помогающие найти дорогу в большое искусство правды.
Нежелание учиться мастерству я считаю вредной тенденцией. Именно неграмотностью и отсутствием скульптурного мастерства можно объяснить непонимание некоторыми молодыми людьми трепетной формы, глубины, пространственности и подмену ее грубой, холодной или упрощенной до безобразия, внешне разрисованной поверхностью. А во всяком творении художника, будь то живопись, рисунок или скульптура, должен быть вложен смысл. Иначе это не будет произведением искусства. Искусство — это сама жизнь, озаренная мыслью художника.
Реалистическое изображение требует виртуозного владения мастерством, знания жизни, пристрастного отношения к предмету. Без сочной пластики не создашь яркого скульптурного образа. Поэтому овладение мастерством, а также чувством ритма, глубины, пространства и пропорций — одна из важнейших задач творческой молодежи. Без этого не может быть плодотворных поисков. Поиск необходим. Без него искусство не будет двигаться вперед. Но поиски должны быть целенаправленны, оенованы на художественном опыте, а не на произвольном желании, своеволии. Тот, кто гонится за буржуазной модой, кто творит сам не зная что, не зная, за кем идет и чего ищет, тот отдаляется от истинного искусства. Его поиски бесплодны. Я имею в виду абстракционистов и всякого рода формалистов. Для них эксперимент — это формотворчество, самоцель. Невозможно выразить высокие чувства и богатый духовный мир советского человека упрощенными формами или абстракциями. Для художника-реалиста поиски новой формы — это и поиски нового содержания.
Ошибочно полагать, что большую мысль художник может выразить только в больших композициях. В каждом произведении, большом или малом, просвечивает талант и мысль творца.
Пожалуй, за всю историю русской скульптуры жанр портрета не получал такого развития, как в наше время. Героическая советская действительность, рождающая в борьбе и труде нового человека, — это могучая вдохновляющая сила творчества, направляющая внимание художников к изображению отдельных героев, наших современников.
Портреты, созданные в большинстве своем с натуры, часто перерастали в обобщающие образы с большим психологическим и социальным звучанием. Таковы, например, портреты рабочего, крестьянина, солдата и портрет матери — произведения огромной пластической и образной емкости — скульптора И. Шадра, таковы портрет Ф. Э. Дзержинского работы С. Лебедевой и пронизанный гуманизмом и жизнерадостностью образ коммуниста, воссозданный Н. Томским в портрете С. М. Кирова. Можно назвать десятки замечательных произведений скульптуры, в которых образ нашего современника нашел свое яркое воплощение.
Я с огромной любовью работаю над портретами наших современников. Мои герои — мои современники. В портретном жанре можно передать всю гамму человеческих чувств, мыслей, радость труда и творчества, восторга, устремленность в будущее. Нужно только проникнуть в натуру. Когда я работаю с натуры, я испытываю радостное чувство первооткрывателя.
Вспоминаю, как в суровые годы войны в походной мастерской создавал с натуры серию портретов героев-североморцев. Это моряки и летчики Б. Сафонов, И. Колышкин, Н. Бокий, И. Фисанович, А. Трипольский, А. Шабалин, А. Агафонов и другие. Их имена овеяны славой. Эти люди шли на подвиг, уверенные в силе своего народа, в могуществе нашей Родины, в правоте нашего дела. Они были красивы своим героизмом, мужеством. И я понимал, что мои работы нужны воинам, что они помогали им переносить невзгоды войны, приблизить победу над врагом.
В 1954 году с группой московских художников я побывал на Смоленщине и сделал несколько портретов простых тружеников — колхозников и шахтеров. Они вошли в серию «Мои земляки» и экспонировались на ряде выставок. Сейчас я продолжаю работу над портретами моих современников.
Для меня современность в искусстве — это стремление запечатлеть духовную мощь, красоту деяний советского человека. Создать могучий, правдивый образ современника — вот в чем я вижу смысл творчества.
Как-то одна из посетительниц моей мастерской, глядя на портреты рабочих, колхозников, воинов, космонавтов, спросила: «А что вы делаете для себя, для души?» Меня удивил такой вопрос. Все, что я делаю, я делаю по потребности своей души и ни в чем другом не ищу отдохновения. Я люблю тех, кого изображаю, черты характера нового человека нахожу у своих современников и стремлюсь передать их в создаваемых мною портретах. И если мои работы доставляют людям радость, я получаю огромное удовлетворение, я счастлив.
Всем нам нужно самым решительным образом выступать против формалистов, уродующих человеческую красоту и позорящих искусство.
К сожалению, приходится отметить, что путаница в умах некоторой части молодежи в известной мере объясняется беспринципностью отдельных критиков, которые довольно часто меняют свои позиции и нигилистически относятся к завоеваниям социалистического реализма.
Успехи советского искусства будут еще большими, если мы будем работать вместе, творчески общаться друг с другом. Мне думается, давно уже назрела необходимость создать в Москве Дом художника, который явился бы местом постоянных встреч. Не пришло ли время подумать и о создании специального музея или галереи советского искусства, искусства социалистического реализма? Мы должны не пассивно смотреть на абстракционистские выверты, но активно бороться против этой болезни. Музей, где будут представлены лучшие образцы социалистического реализма, сыграет огромную роль в пропаганде нашего искусства.
Советский народ вместе с братскими народами социалистических стран идет в авангарде человечества, прокладывая путь к вершинам счастья — коммунизму. И нет выше и почетнее для советского художника задачи, чем беззаветно служить своим искусством народу, быть верным помощником партии в строительстве коммунизма.

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.