С. Герасимов. Никаких уступок чуждой идеологии


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Большим событием в идейно-творческой жизни нашей страны явились встречи руководителей партии И правительства с деятелями литературы и искусства. Задачи, которые поставлены перед литературой и искусством, стали предметом активного обсуждения на собраниях, в печати, в нашей художнической среде.
Никто сегодня не может отрицать того, что в последние годы в стране создана исключительно благоприятная для творчества обстановка. Восторжествовало доброжелательное, товарищеское, принципиальное и взыскательное отношение к художнику. Я думаю, что для мастеров изобразительного искусства всех поколений пришла пора делом — новыми произведениями — ответить на ту повседневную заботу, которую проявляет партия о развитии многонациональной советской культуры.
В безвозвратное прошлое ушли годы, когда вкус одной «выдающейся личности» определял направление художественного творчества. Культ Сталина проявлялся в попытках увести искусство от изучения жизни с ее трудностями, радостями, борьбой. Подлинное искусство подменялось парадными напыщенными декларациями. При этом некоторыми критиками они выдавались за образец, которому должны следовать все.
В это же время многие большие художники создавали произведения настоящего искусства о жизни народа, произведения подлинно реалистические. Их искусство и получило дальнейшее развитие в нашем обществе.
Оздоровление моральной атмосферы в стране после XX съезда КПСС стало предпосылкой для нового расцвета искусства. Обращение к живой народной жизни, человеческому бытию, стремление создать яркий художественный образ современника — все это не могло не принести побед советскому изобразительному искусству.
На многочисленных всесоюзных и республиканских выставках последних лет, на выставке «30 лет МОССХ» появилось много произведений, посвященных современности и являющихся свидетельством общего подъема и роста нашего искусства. Но, к сожалению, мы не обошлись без перехлестов и ошибок.
В экспозицию выставки московских художников попали некоторые произведения, незрелые в идейном и художественном отношении. В то же время там не оказались или были слабо представлены такие яркие живописцы русской художественной школы, как Нестеров, Юон, Грабарь, Архипов и другие.
Ошибки в организации выставки являются прямым результатом того, что некоторые деятели искусства в последнее время неверно понимали сущность борьбы нашей партии за утверждение ленинских принципов руководства в искусстве. Они готовы были рассматривать партийное руководство искусством как силу, сковывающую свободу творчества, забывая о том, что наше искусство служит народу и не может иметь интересов, отличных от интересов советских людей, строящих светлое здание коммунизма.
Резко и принципиально осудив эти ошибки, партия еще раз подчеркнула, что главная проблема литературы и искусства социалистического реализма — это проблема формирования нового человека с коммунистическим мировоззрением. Ведь давно известно, что художественное мышление и новаторство связаны с психологией человека, его характером и социальной значимостью.
Наш художник имеет дело не с умозрительными категориями, он обращается к человеку, к народной жизни, он «вживается» в повседневные факты, осмысливает и переживает события окружающей действительности.
«Только выдающиеся произведения большого революционного, созидательного пафоса, — говорил Н. С. Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта, — доходят до глубины души и сознания человека, рождают в нем высокие гражданские чувства и решимость посвятить себя борьбе за счастье людей. Авторы таких произведений достойно, заслуженно пользуются признательностью народа».
Я часто думаю о моих учителях, о традициях великого русского искусства — традициях Александра Иванова, Сурикова, Репина, Константина Коровина, Архипова, Касаткина, Валентина Серова; я думаю о живом вдохновенном искусстве, созданном нашими мастерами за годы Советской власти. Это искусство большой жизненной правды, высокого гражданского сознания и активного воспитательного воздействия. Посмотрите на произведения больших советских художников, они подкупают сердечным волнением и творческой фантазией, они всегда окрашены большой любовью к человеку.
Но важна не столько сама традиция, сколько ее творческое развитие. Никакая традиция и никакое новаторство не могут служить оправданием идейной опустошенности. Не эпигонство, не эклектика, не «сезонное» использование традиций нужны нам! Подлинный новатор знает, кого выбирать себе в учителя: это прежде всего великое русское, прогрессивное европейское искусство, это классика социалистического реализма.
Мне хотелось бы подчеркнуть здесь огромное значение формирования художника как личности. Талант, трудолюбие, духовная и интеллектуальная зрелость, высокое понимание своего назначения, своей гражданской ответственности — вот черты, без которых немыслим художник.
Все новые и новые поколения приходят в наше прекрасное и человечное многонациональное искусство. Еще совсем недавно Коржев, Салахов, Оссовский, Иванов, Нечитайло, Цыплаков, Верейский, Ильина и десятки их сверстников ходили в «молодых». А теперь на смену этим уже зрелым мастерам пришли новые талантливые художники. Это москвичи братья Смолины, Обросов, Комов и Смирнов, волгоградец Боско, киевский график Якутович и живописец из Армении Котамджян, челябинец Головницкий и молдаванин Тухарь, Гедиминас Иокубонис из Литвы и Аман Амангельдыев из Туркмении. Десятки имен, десятки ярких дарований и сотни подлинно новаторскх произведений, представляющих собой идейно-художественную ценность.
На заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС с участием молодых писателей, композиторов, художников, работников театра и кино Л. Ф. Ильичев говорил в своем выступлении о том, что, сурово осуждая формалистическое фокусничество, надо со всей определенностью сказать и о другой, оборотной стороне формализма — о ремесленничестве и натурализме, которые обедняют литературу и искусство. Молодые художники должны помнить об этом: безжизненное тупое копирование натуры так же бесплодно, как и формалистические выверты.
Молодежи всегда был свойствен поиск новых выразительных средств. Социалистическому реализму чужд догматизм. Художник имеет право на эксперимент в искусстве, но не на эксперимент ради эксперимента: художественный поиск должен быть идеологически оправдан. Никаких уступок чуждой нам идеологии здесь быть не может.
Откровенный обмен мнениями, большой душевный разговор с руководителями партии и правительства о консолидации творческих сил оставили глубокий след в сердцах всех советских художников. Мне вспоминаются проникновенные слова Никиты Сергеевича: «Как дирижер в оркестре следит за тем, чтобы все инструменты звучали слаженно и стройно, так и партия в общественно-политической жизни направляет усилия всех советских людей к достижению единой цели». Теперь нужно засучив рукава браться за новые, большие дела. Я обращаю этот призыв особенно к молодежи. К тем, кто продолжит дело, начатое нами, и тем, чей творческий путь только начинается.
Впереди у всех нас — ответственные дела. Мы все должны будем принять активнейшее участие в выставках «Москва — столица нашей Родины», во второй выставке изобразительного искусства социалистических стран. В ближайшие годы состоятся также выставки «Советская Россия», «На страже мира» и ряд других.
И пусть на каждой из этих выставок — международных, всесоюзных и республиканских — появятся новые произведения советских художников, рассказывающие о жизни и труде великого народа нашего — строителя и творца!

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.