B. Кочетов. Впереди — работа


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


После замечательной встречи руководителей нашей партии и правительства с деятелями культуры меньше всего хочется говорить, а больше всего хочется работать.
Та мелкотравчатая групповая возня, которая с рвением, достойным лучшего применения, раздувалась в последние годы в московской писательской организации и мешала множеству писателей жить и трудиться, получила суровое осуждение на этой встрече, и перед теми, кто все свое творчество посвящал народу, убираются рогатки недоброжелательства, травли, предвзятых суждений, организованного рецензирования, вульгарного замалчивания.
Да, повторяю, сейчас нужны не столько слова, пусть самые искренние, пусть самые задушевные, трогательные, клятвенные, сколько практические дела. Времся деклараций, подчас фальшивых, за которыми скрывались не очень-то симпатичные деяния, время бесплодных дискуссий прошло. По-моему, о том, должно ли искусство целиком и полностью служить народу, способны спорить только внутренне опустошенные люди. Для художника-гражданина не существует такого вопроса. Только в служении своему народу может он увидеть смысл своего творчества, своего существования.
На первом плане у писателя всегда его творчество. Каждый из нас задумывается сегодня над тем, какой практический ответ даст он на заботу партии о развитии советской литературы, литературы величайшей коммунистической идейности и высокого художественного мастерства. Меня всегда волновали темы из жизни нашего народа-труженика, народа-бойца, выстоявшего в битве с фашизмом, строящего самое гуманное общество, о котором тысячелетиями мечтало человечество. Вот уже много лет я возвращаюсь к своим фронтовым записям. Мне пришлось быть участником и очевидцем обороны Ленинграда, провести там тяжкие годы, когда тысячи и тысячи людей проявляли неслыханный массовый героизм. Передо мной и сегодня стоят те, с кем я встречался на дорогах войны, и я твердо убежден, что массовый героизм — одно из коренных, национальных свойств советского народа.
Военная тема не дает мне покоя. Я несколько раз принимался за книгу о людях и событиях Великой Отечественной войны. Но время у нас такое, что эта рукопись откладывалась в сторону и на первый план выходили темы, которые невозможно было перенести на другую пору. И все же мне хочется завершить эту книгу.
Можно ли считать военную тему темой не очень актуальной в наши дни?
Все зависит от того, как такая тема решается. Больно и обидно читать вдруг хлынувшие ив страницы нашей периодики произведения, в которых описываются шкурники, предатели и негодяи. Войну выиграли прежде всего чистые, честные людиг не щадившие себя ни в труде, ни в бою. Где же они, эти чудесные люди, в книгах иных модных и развязных сочинителей, работающих «под Запад»? Надо вернуть подлинного героя в нашу литературу, в наше кино, в наш театр.
Не перестает волновать меня и, так сказать,- зарубежная тематика. Минувшим летом с группой товарищей мне пришлось проехать по скандинавским странам.
Мы увидели много любопытного. Думая об увиденном, я отказываюсь понимать тех писателей, которые на зарубежную жизнь взирают глазами обывателей, восторгающихся оберткой для мыла, но не замечающих страшных социальных противоречий в странах капитала. Более того, появились даже такие произведения, в которых на все лады восхваляется и приукрашивается жизнь капиталистического общества. А мы, выехав за рубеж, радовались тому, что живем не по ту, а по эту сторону границы. Вот об этом и хочется написать.
После встречи в Кремле приходится пораздумывать и о формах работы творческих союзов. Теперь все очевиднее становится то, что различные виды искусств настойчиво стремятся друг к другу и рассматривать их надо не в отрыве, а синтетично. Мы не можем жить, как в средние века жили ремесленники цехов: на одной улице — кожевники, на другой — кузнецы по золоту, на третьей — шорники... С трибун и в печати уже прозвучало предложение об объединении всех творческих работников в одном союзе. Я сторонник такого объединения.
В самом деле, разве можно мириться с тем, что все в нашей жизни совершенствуется, улучшается и только мы — творческие работники — живем как бы по старинке, довольствуясь теми формами нашей организации, какие сложились десятки лет назад. Сегодня, когда партия производит колоссальные переустройства во всех сферах жизни народа, и нам нужна такая творческая организация, в которой рядом могли бы обсуждать и решать свои проблемы деятели разных видов искусства. Пусть сядут за один стол и обсудят проблемы творчества художник пера и художник кисти, деятель кино и театра, композитор и скульптор. Кроме пользы, — я в этом убежден, — от такого объединения ничего не будет.
Когда соберутся вместе представители различных видов искусства, смелее и плодотворнее станет развиваться критика и самокритика в нашей среде, расширится наше общение, усохнет почва под корнями групповщиков, умолкнут подхалимские хоры, под песнопение которых взращиваются литературные, музыкальные и прочие отраслевые вельможи. Отношения в нашей среде станут проще и яснее. Все творчество свое мы сможем отдавать делу партии и народа. Впереди — работа. Много работы. И это очень хорошо.

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.