Б. Кербабаев. Писатель — борец за коммунизм


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Artvek.Ru


Я с большим волнением,слушал по радио, я внимательно прочитал речь главы нашего правительства, вся жизнь которого безраздельно отдана заботам о благе человека. Вспомнились предыдущие встречи Никиты Сергеевича с работниками культурного фронта, вспомнился XXII съезд партии, непосредственным участником которого был я сам. Что было сказано в Программе партии относительно нашей литературы и нашего искусства?
А сказано было, что литература и искусство «призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания», что «главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа...»
Все мы горячо приняли программу развернутого строительства коммунизма по всем ее пунктам, мы решили посвятить ее выполнению все свои силы и мастерство. И писатели, и художники, и композиторы заверяли, что готовы отдать до конца свой талант той исключительно ответственной, сложной и благородной задаче, которую поставила перед ними партия, — делу воспитания человека коммунистического общества. Но все ли поступили так?
Видимо, не все работники культурного фронта поняли всю гигантскую важность стоящей перед ними задачи, а некоторые, может быть, были даже не совсем искренни в своих заверениях.
Я не принимаю и, честно говоря, совершенно не понимаю «беспартийности» литературы и искусства, не признаю идеологического примиренчества. Ведь любое произведение отражает чью-то точку зрения, чьи-то вкусы и идеологию, любое произведение так, или иначе вторгается в духовный мир человека и оказывает на него свое воздействие.
Программа партий — это программа нашей жизни. Задачи партии — это наш идеал. И никто не имеет права пичкать советских людей чуждой им идеологией, оскорблять их нравственные принципы.
Н. С. Хрущев назвал писателей помощниками партии. Надо до конца проникнуться чувством глубочайшей ответственности перед этим большим доверием партии. Ты можешь не иметь в кармане партбилета, но ты должен носить идеалы партии в сердце.
Как добрая мать, партия неустанно заботится о благе народа, как добрая мать от своих детей, партия ждет от нас, работников литературы и искусства, помощи, но она, как мать за детьми, и неустанно наблюдает за нами, всегда готовая прийти на помощь, если мы не знаем, как поступить или если мы ошиблись. Нужно ли сетовать на строгость матери? Нужно ли выражать опасения в какой-то нивелировке, декретировании путей литературы и искусства? Нет. Каждый из нас творит в меру своего таланта и сообразно со своими творческими особенностями. Но истинно ценно то, что создается для народа и о народе, радует его и воспитывает. Беря примеры из туркменской литературы, с полной ответственностью можно заявить, что равные права имеют большие исторические полотна Б. Сейтакова и X. Деряева и картины современности у Н. Джумаева и Б. Пурлиева, что людям нужня и философская, глубокого накала гражданственность R. Худайназарова, и тонкая лирика А. Атаджанова и А. Хаидова, и широкая народность эпоса К. Курбаннепесова. Приемлемо все, что служит светлым целям советского народа. А формалистические выкрутасы и идейные вывихи не принадлежат к подлинному искусству.
Мы любим нашу партию, безгранично верим ей. Она завоевала сердца миллионов на земном шаре, она проложила народам столбовую дорогу к социализму, она пролагает дорогу к вершине вершин — коммунизму. Будущее человечества в руках мира и труда, и оно прекрасно, это будущее. Путь к нему нелегок, как нелегок любой великий путь, который проходят те, кто тверд духом и стремлением, у кого добрая воля сочетается с умением, а желание подкреплено силой. У нас есть воля и желание, а умение и силу нам дает наш добрый наставник и друг, наш вожак и учитель — наша партия.
Коммунистическая партия вела нас в социализм, вела в коммунистическое далеко, она привела нас в коммунистическое близко. Могучий рывок делает наш мудрый и сильный народ, и тот, кто сейчас болтает о мирном сосуществовании идеологий, тот становится поперек пути народа.
Мне хотелось бы затронуть еше один вопрос. О нем говорилось на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, он прямо примыкает к основному тезису моей заметки. Это вопрос о поведении писателя за рубежом. За последние годы мне довелось побывать в Афганистане, Индии, Гвинее, Мали, Сенегале, Каире. Я встречался с представителями самых различных общественных кругов, начиная от бродячего торговца веерами и кончая премьер-министром республики. Я видел большой интерес широких масс трудящихся этих стран к жизни Советского Союза. Но иногда случалось и другое. Кто-то недоверчиво удивлялся высоким заработкам советских писателей, кто-то спрашивал, действительно ли в Советском Союзе ловят и убивают мусульман, кто-то интересовался, чей социализм надо строить — Маркса или свой собственный. В одном случае вопрос можно было принять за простую недоверчивость в другом — как результат враждебной нам пропаганды, а третий явно попахивал провокацией.
В Каире, во время работы конференции писателей стран Азии и Африки, я обратил внимание на одного человека. Скромный и незаметный, он присутствовал на всех совещаниях, постоянно терся около советской делегации. Однажды он предложил мне «посидеть за чашечкой кофе», поговорить о жизни советских мусульман. Из какого-то подсознательного чувства недоверия я отказался от встречи. Вечером в гостинице портье передал оставленную для меня этим человеком растленную книжонку. Человек, интересующийся жизнью советских мусульман, оказался Баймирзой Хаитом — одним из самых оголтелых клеветников и фальсификаторов истории советской Средней Азии.
Я вспоминаю все это затем, чтобы подчеркнуть, что советский писатель за рубежом должен каждую секунду чувствовать себя полпредом своей великой Родины, носителем самых передовых идей человечества, коммунистом. Каждый шаг должен быть размерен, каждое слово взвешено.
Наша идеология — это наше оружие в борьбе за счастье всего человечества, мы обязаны держать его острым. Наша идеология — наше знамя. Пятен на знамени быть не должно!

Продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.